Ситуация в Каире в среду была знакома каждому, кто когда-либо наблюдал за поведением военных диктатур: сотни мирных протестующих были убиты на улицах города. Журналистов – местных и зарубежных – атаковали и убивали. Было введено военное положение.
Только в этом случае мы говорим о Египте, который еще совсем недавно казался вдохновляющим примером движения в сторону демократии. Вместо этого сейчас его нетерпеливые, выходящие за рамки закона политические силы, совершая ошибку за ошибкой, привели страну туда,с чего они начинали.
Сначала пришли «Братья-мусульмане». После победы на первых в стране демократических выборах они зашли слишком далеко, пытаясь ввести в стране агрессивное исламистское правление.
Это создало шанс для запутанной демократической оппозиции – шанс, который она быстро упустила. Будучи слишком нетерпеливой, чтобы подождать несколько месяцев и воспользоваться растущей непопулярностью «Братьев-мусульман» на следующих выборах, оппозиция наивно спровоцировала военный переворот.
Так в каком же положении сейчас находится Египет? У власти находятся гражданские лица, однако это всего лишь номинально. Власть сосредоточена в руках имеющего политические амбиции генерала, который обещает восстановить гражданское правление, однако в то же время демонстрирует все признаки того, что оставит власть самому себе.
Вопрос заключается в том, привело ли происходящее в стране какую-либо из участвующих сил к осознанию того, что нужно сойти с тропы, явно ведущей к гражданской войне.
Самый известный оппозиционный лидер, лауреат Нобелевской премии Мухаммед Эль-Барадеи, отказался от должности вице-президента после жестокого подавления протестов властями страны, так что, возможно, демократы осознают свою ошибку.Легитимизировав военный контроль, они не имеют рычагов влияния.
В то же время «Братьям-мусульманам» будет сложно исполнить свое обещание не прибегать к насилию, если у них не останется мирного пути к политической власти.
США должны четко понимать, кого им стоит поддерживать.
После свержения Хосни Мубарака зарождающаяся «арабская весна» привела к давно необходимому изменению в политическом курсе, к отходу от непоколебимой американской поддержки ближневосточных диктаторов в сторону демократического руководства. Этот принцип должен сохраниться.
В среду Белый дом раскритиковал действия военных, однако занял мягкую позицию по остальным вопросам, призывая к возвращению демократии. Это признание того, насколько ограничено сейчас влияние США: попытки отговорить египетских генералов от притеснений протестующих провалились, а отмена отправки 1,3 миллиарда долларов помощи может лишь стать приглашением для богатых арабских государств стать альтернативным источником получения этих денег.
Лучший вариант – это международные попытки включить «Братьев-мусульман» в политический процесс при условии, что движение сохранит мирные методы сопротивления.
Идея о наличии общих интересов с «Братьями-мусульманами», конечно же, странна, однако если у исламистов не будет возможности прийти к власти мирным и демократическим путем, они точно выберут путь насилия, а последствия этого решения будут ощутимы далеко за пределами Египта.
Позиция редакции USA Today определяется редакционным советом газеты, независимо от репортеров издания. Большинство редакционных статей выпускаются вместе с противополжным мнением, что является уникальной чертой USA Today.