В сентябре 2012 года правительство Швейцарии в срочном порядке внесло в Федеральный закон о беженцах (Asylgesetz) поправки об изменении правил получения статуса беженца, сразу же вступившие в действие. Против этого немедленно выступили правозащитные организации и церковь, а также левые партии и движения. После долгих дискуссий вопрос был вынесен на общенациональный референдум. Он состоялся 6 июля 2013 года, и его итоги убедительно показали нежелание граждан Альпийской республики превращать свою страну в «дойную корову» (большинство швейцарцев убеждены, что 9 из 10 мигрантов запрашивают убежище по экономическим причинам). Правительственные поправки к закону поддержали 79% участников референдума.
Отныне, во-первых, отменена возможность подачи ходатайств о предоставлении убежища в швейцарские посольства, как это было прежде – теперь это можно сделать только на границе Швейцарии или в аэропортах страны. Во-вторых, срок рассмотрения ходатайств сокращен с теперешних четырех лет, в течение которых государство несло все расходы по содержанию заявителя, до 100 дней. В-третьих, дезертиры и лица, отказывающиеся служить в армиях своих стран по моральным, религиозным и иным убеждениям, лишены права автоматически быть признанными беженцами. И в-четвертых, соискателей статуса беженца, нарушивших общественный порядок, будут содержать в специальных закрытых центрах (всех прочих кандидатов станут размещать в неиспользуемых воинских казармах, расположенных за пределами населенных пунктов).
Противники реформы назвали результат референдума «свидетельством нехватки толерантности», «тревожным для ситуации с правами человека» и «грозящим печальными последствиями для соискателей убежища». Однако поддержавших поправки эти заявления не смущают – они идут дальше и вносят ужесточения в соответствующие нормативные акты кантонального и местного уровней. Так, в городе Бремгартене соискателям убежища запрещено появляться вблизи школ, спортивных сооружений и церквей, посещать общественный бассейн – всего определены 32 такие «Tabuzonen».
Примеру Бремгартена последовала соседняя с ним община Менцинген. Как заявил ее глава Роман Штауб (Roman Staub), «просителям убежища не следует появляться в чувствительных районах, и в первую очередь вблизи школ, где они могут встретиться с нашими школьниками – маленькими мальчиками и девочками» (для лучшего понимания ситуации приведу такие данные: сейчас решения швейцарских властей о предоставлении убежища ожидает около 48 тысяч человек, большинство из которых – выходцы из таких мусульманских стран, как Эритрея, Нигерия, Тунис, Афганистан). И это не «правовая самодеятельность» местных органов самоуправления: советы Бремгартена и Менцингена согласовали введение этих ограничений с Федеральным ведомством по делам миграции (BFM). Правозащитники тут же назвали эти меры «расистскими», на что спикер BFM заявил, что «на местах вправе самостоятельно определять особо чувствительные зоны, которые мигрантам следует избегать. Эта мера направлена не на ограничение свободы их передвижения, а на предотвращение конфликтов с местным населением».
В настоящее время в Швейцарии на каждые 332 жителя страны приходится один соискатель убежища. Средняя цифра по странам ЕС – один такой мигрант на 625 жителей. По Конституции Швейцарской Конфедерации, базирующейся на принципах прямой демократии, спорные вопросы национального, регионального или местного законодательства могут стать предметом референдума.