Именно в тот момент, когда «черная красота» получила мировое признание, на подиуме ее уже не увидеть. Хотя фотографы и дизайнеры все еще вдохновляются темнокожими моделями, крупный бизнес сконцентрирован в Азии.
В общем-то, есть хорошая новость. Итальянский дом моды Prada после долгого перерыва выбрал для своей рекламной кампании чернокожую модель – 19-летнюю Малаику Ферт. До нее последней чернокожей моделью итальянского Дома моды была Наоми Кэмпбелл – было это как раз 19 лет назад.
Почему дизайнеры и фотографы так любят чернокожих моделей, вовсе не неудивительно. Шесть творений дома моды Prada – от сумки из страусиной кожи до объемного зимнего пальто – не отяжеляют красоту хрупкой девушки, она выглядит привлекательно, ее темные глаза завораживают на фоне пальто из шерстяной ткани и изделия из кожи. Триумф черной женщины? Но этот триумф должен выглядеть по-другому, откровенно пишет портал style.com. «Честно говоря, мы удивляемся тому, как кожа шоколадного оттенка родившейся в Кении модели с глазами кошки, так ретушируется и превращается практически в белый цвет».
Подиум становится светлее
Хотя большинство дизайнеров одели бы их с ног до головы, и многие студии разрабатывают свои творения на темнокожих моделях, но когда речь идет о показах, темный цвет кожи остается не у дел. В эпоху глобализации, когда люксовые марки вторгаются на рынки Азии и России, «черной красоте» перекрывается дорога на подиум. Она уже не ценится так высоко, к сожалению, именно в тот момент, когда, наконец, получила признание не только в США, но и во всем западном мире. Так, первая леди США Мишель Обама чернокожая, в европейском каталоге OTTO представлено как никогда большое число темнокожих моделей, а производители женского белья в своих рекламных кампаниях не обходят стороной, как минимум, смуглых бразильянок. Вместе с тем, подиумы, на которых международные лейблы представляют свои новинки, становятся все светлее.
«Что-то происходит наоборот», - цитирует издание New York Times бывшую супермодель Иман. «Можно подумать, что вещи изменились, президент и первая леди чернокожие. Но это не так. На самом деле, все ровным счетом наоборот».
Chanel предпочитает азиаток
«Расизм в индустрии моды» - такую надпись можно было увидеть на днях на обложке New York Times. Как показывают цифры, в этом году только 6% моделей, представлявших весенне-летнюю коллекцию на неделе моды, были не светлокожими. Тем, кто смотрит показы мод, даже не нужно вдаваться в сложные подсчеты. В иные сезоны на показах Saint Laurent или Louis Vuitton вообще не появляются чернокожие модели. Даже американская марка Calvin Klein не постоянна в использовании их услуг. Правда, весной в показе Prada участвовала Кора Эммануэль. Но в финальной части показа на подиум вышли Сунг Хи и Чихару Окунуги.
Там, где мода является поистине бесценной, где костюм может стоить не меньше спортивного автомобиля - в мире «от кутюр», Дом моды Chanel обратился к услугам сразу семи азиатских моделей – Ван Сяо, Чихару Окунуги, Су Ю Парк, Юми Ламберт, Суи Хе, Тянь Йи, Мин Си, Фей Фей Сун. Armani Prive также выбрал четыре модели из Азии, более демократичная марка Giorgio Armani сделала ставку на «кавказский» типаж.
United Colors не в моде
Benetton несколько десятилетий назад развивал слоган «United Colors» (объединенные цвета), сейчас дизайнер Стелла Маккартни создает разноцветный микс, что, в общем-то, понятно, потому что мир наполняется все более разными цветами. Маккартни своей маркой ориентируется на клиентов, которые поддерживают ее последовательную веганскую позицию. На показах ее марки выходят блондинки и брюнетки, а также Кора Эммануэль и Джоан Смоллс и еще более темнокожая Хэриет Пол. Бельгиец Раф Симонс, креативный директор Дома Dior, после многочисленных протестов в интернете против «слишком белых показов» Дома моды, заключил контракт с шестью чернокожими моделями для показа осенней коллекции. Вместе с тем, руководство компании подчеркнуло, что тем самым оно отреагировало не на критику, а на яркие цвета юбок в их коллекции.
Но люксовые бренды, планирующие открытие новых бутиков в Азии, арабских странах и в России, охотнее приглашают в фотостудию кореянок, китаянок и японок. «Etro заключил контракт с восемью моделями для создания лукбука, шесть из них были азиатки», - говорит Тед Линов из модельного агентства Mega Model Agency, которое также представляет известную темнокожую модель Алек Век, ставшей иконой моды. В отличие от своих известных предшественниц как Иман, Наоми Кэмпбелл или Тира Бэнкс, она неохотно играет со своей идентичностью. «Практически нет фотографий, на которых цвет ее кожи становится светлее», - говорит Линов. Конечно, и фотографии Алек Век иногда дополнительно осветляются. Но она сама к этому относится сдержанно, в то время как многие другие модели экспериментируют и облачаются в светлые парики.
Модель с многообещающим именем Шанель Иман, «самая молодая и успешная афроамериканская модель своего времени», свой первый крупный выход на подиум совершила вместе с Иман, Алек Век и Наоми Кэмпбелл, когда Vogue Italia несколько лет назад организовал легендарный показ Black Issue. Дочь американского солдата родилась в Сеуле. Конечно же, она рада фотосессии для обложки американского издания. «Но самое большое впечатление на мою семью произвело фото для обложки Vogue Korea », - говорит Шанель. Особенно элегантная получилась композиция. Мать и дочь сидят рядом друг с другом на фортепианной скамье, а на заднем фоне мерцают черные лакированные панели античной китайской ширмы с изображениями женщин в кимоно.
Понятие красоты в глобальном мире все еще не может освободиться от локальных взглядов. New York Times цитирует Кайла Хаглера, руководителя модельного агентства IMG Models, год за годом выстраивавшей карьеру родившейся в Пуэрто Рико Джоан Смоллс. «К сожалению, есть довольно много влиятельных людей, которые ничего не смыслят в красоте». Мир моды, такой влиятельный в вопросах повседневной эстетики, отказывается от того, чтобы изменить восприятия людей. Поэтому темнокожим моделям, у которых нет азиатских корней, придется подождать, пока придет их время. Пока старый Запад и США, или даже Африка, в один прекрасный день вновь не окажутся в центре внимания индустрии люксовых марок.