Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Тайная история U-2

Опубликованный недавно доклад ЦРУ срывает завесу тайны с самого знаменитого американского самолета-шпиона – и с района 51.

© РИА Новости Анна ШмаковаОчевидцы задержания Пауэрса не позавидовали шпиону
Очевидцы задержания Пауэрса не позавидовали шпиону
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Используя «неподотчетные» средства, которые не подлежали фактически никакому внешнему аудиту и бухгалтерскому учету, в 50-е годы ЦРУ заказало компании Lockheed строительство 20 самолетов-разведчиков U-2. Самолет продолжал шпионить вплоть до 1974 года. А ВВС до сих пор продолжают эксплуатировать его новейшую версию.

21 февраля 1955 года высокопоставленный руководитель из ЦРУ Ричард Биссел (Richard M. Bissell) выписал со счета управления чек на сумму 1,25 миллиона долларов и отправил его на домашний адрес Келли Джонсона (Kelly Johnson), старшего инженера завода компании Lockheed, расположенного в калифорнийском городе Бербанк. Согласно рассекреченной недавно истории программы самолета-шпиона U-2, которую организация National Security Archive (Архив национальной безопасности) получила от ЦРУ в соответствии с законом о свободном доступе к информации, управление собиралось заключить контракт с Lockheed на строительство 20 самолетов U-2 на общую сумму 22,5 миллиона долларов, однако компании нужны были незамедлительные денежные вливания, чтобы начать эту работу. Используя «неподотчетные» средства, которые не подлежали фактически никакому внешнему аудиту и бухгалтерскому учету, ЦРУ имело возможность  финансировать секретные программы, такие как создание U-2. Как оказалось, Lockheed построила 20 самолетов, общая сумма затрат на которые составила 18977597 долларов (включая 1,9 миллиона прибыли), то есть, менее 1 миллиона долларов на самолет. Иными словами, проект удалось осуществить без превышения сметы и даже за меньшую сумму, что является чудом в нашем сегодняшнем мире оборонных контрактов.

Вызывающая огромную гордость у американских разведчиков программа U-2 пережила неудачу, когда 1 мая 1960 года в небе над Советским Союзом был сбит летчик Фрэнсис Пауэрс, но самолет продолжал шпионить на ЦРУ вплоть до 1974 года. А ВВС до сих пор продолжают эксплуатировать его новейшую версию. Тем не менее, ЦРУ на протяжении многих лет скрывало информацию об U-2. На состоявшемся в 1998 году симпозиуме, который ЦРУ организовало в честь программы U-2, одного из выступающих попросили не упоминать о том, что тайваньские летчики летали на этих самолетах над и около КНР, собирая информацию о Китае, в том числе, о его ядерных программах. Оратор эту просьбу проигнорировал, однако это не остановило ЦРУ, которое и далее требовало, чтобы такая информация оставалась под грифом «секретно». Такая позиция нашла свое отражение и в тщательно отредактированной публикации «The CIA and the U-2 Program» (ЦРУ и программа U-2), которую управление издало во время проведения симпозиума. 

Спустя 15 лет ЦРУ проявляет гораздо меньше скрытности и готово раскрывать детали этой программы, о чем свидетельствует недавно рассекреченный документ «The Central Intelligence Agency and Overhead Reconnaissance: The U-2 and OXCART Program, 1954-1974» (Центральное разведывательное управление и воздушная разведка. Программа U-2 и OXCART, 1954-1974 гг.), на основе которого была подготовлена публикация 1998 года. В этом документе, который Архив национальной безопасности размещает сегодня у себя на сайте, открыто говорится о том, что тайваньские летчики многократно совершали полеты над КНР, собирая разведывательную информацию о китайских военных объектах и промышленных районах, хотя детали полетов над ядерными объектами удалены цензурой. Информацию о британском участии в программе цензура тоже не пожалела – а это участие включало полеты над территорией Советского Союза. В истории программы также отмечается уверенность президента Дуайта Эйзенхауэра в том, что участие британцев введет Советы в заблуждение относительно того, кто стоит за полетами U-2.

Хотя в истории программы о Британии говорится как о союзнице в сборе разведданных, там же сообщается, что Франция была объектом разведки. Если говорить конкретно, то разведка велась в небе над французским ядерным полигоном в Тихом океане, а фотографии делались с борта единственного U-2, способного взлетать с палубы авианосца. Индия, Индонезия и Тибет также фигурируют в этом докладе, подвергшемся меньшей цензуре. В последних двух странах самолет-шпион использовался в рамках обеспечения тайных операций ЦРУ в конце 1950-х годов. С 28 марта по 12 июня 1958 года пилоты U-2 совершили 30 полетов в небе над Индонезией, оказывая поддержку действиям по свержению президента Сукарно, который причинял беспокойство администрации Эйзенхауэра.

В этой истории неоднократно фигурирует район 51 (он же –Грум Лэйк). Это секретный объект в Неваде, где испытывались машины U-2 и прочие секретные летательные аппараты. В частности, в документе приведена рассекреченная карта, на которой показано, где на самом деле находится 51-й район. Говорится там и о секретных самолетах. В разделе о Китае рассказывается о программе STPOLLY (использование самолетов P-2V для ведения радиоэлектронной разведки на малых высотах), а также о двух программах беспилотных самолетов (AQUILINE и AXILLARY), подробные данные о которых приведены в приложении.

Эта история заняла 355 страниц, и остается только удивляться, почему правительство так долго держало эту информацию в тайне. Например, в чем смысл засекречивания оценки ЦРУ, в которой говорится, что книга британского писателя Криса Покока (Chris Pocock) «Dragon Lady» (Леди-дракон, неофициальное название U-2) является «самым точным несекретным повествованием о программе U-2»?

1. Карта района 51, как называют секретную базу ВВС, находящуюся в Неваде к северо-западу от Лас-Вегаса, долгие годы дает пищу для размышлений и досужих домыслов о теориях заговоров и НЛО. Когда руководство ЦРУ выбрало этот район в качестве площадки для проведения летных испытания U-2, оно попросило Комиссию по атомной энергии США присоединить его к территории ядерного полигона в Неваде, который уже находился в ведении комиссии.

2. Чтобы программа строительства U-2 не сбавляла темпы, высокопоставленный руководитель из ЦРУ Ричард Биссел выписал чек на сумму 1,25 миллиона долларов и отправил его по почте на домашний адрес инженера компании Lockheed Келли Джонсона. Это пример того, как управление использовало неконтролируемые средства и тайные банковские счета для обеспечения своих тайных операций.

3. Одним из откровений нового доклада ЦРУ стала информация о тайной помощи управления Индии после китайско-индийской войны 1962 года, когда самолеты U-2 летали над районами сосредоточения и дислокации китайских войск. Позднее индийское правительство предоставило в распоряжение ЦРУ заброшенную авиабазу в Чарбатии для обеспечения полетов самолета-шпиона.

 

Джеффри Ричелсон – старший научный сотрудник Архива национальной безопасности.