21 февраля 1955 года высокопоставленный руководитель из ЦРУ Ричард Биссел (Richard M. Bissell) выписал со счета управления чек на сумму 1,25 миллиона долларов и отправил его на домашний адрес Келли Джонсона (Kelly Johnson), старшего инженера завода компании Lockheed, расположенного в калифорнийском городе Бербанк. Согласно рассекреченной недавно истории программы самолета-шпиона U-2, которую организация National Security Archive (Архив национальной безопасности) получила от ЦРУ в соответствии с законом о свободном доступе к информации, управление собиралось заключить контракт с Lockheed на строительство 20 самолетов U-2 на общую сумму 22,5 миллиона долларов, однако компании нужны были незамедлительные денежные вливания, чтобы начать эту работу. Используя «неподотчетные» средства, которые не подлежали фактически никакому внешнему аудиту и бухгалтерскому учету, ЦРУ имело возможность финансировать секретные программы, такие как создание U-2. Как оказалось, Lockheed построила 20 самолетов, общая сумма затрат на которые составила 18977597 долларов (включая 1,9 миллиона прибыли), то есть, менее 1 миллиона долларов на самолет. Иными словами, проект удалось осуществить без превышения сметы и даже за меньшую сумму, что является чудом в нашем сегодняшнем мире оборонных контрактов.
Вызывающая огромную гордость у американских разведчиков программа U-2 пережила неудачу, когда 1 мая 1960 года в небе над Советским Союзом был сбит летчик Фрэнсис Пауэрс, но самолет продолжал шпионить на ЦРУ вплоть до 1974 года. А ВВС до сих пор продолжают эксплуатировать его новейшую версию. Тем не менее, ЦРУ на протяжении многих лет скрывало информацию об U-2. На состоявшемся в 1998 году симпозиуме, который ЦРУ организовало в честь программы U-2, одного из выступающих попросили не упоминать о том, что тайваньские летчики летали на этих самолетах над и около КНР, собирая информацию о Китае, в том числе, о его ядерных программах. Оратор эту просьбу проигнорировал, однако это не остановило ЦРУ, которое и далее требовало, чтобы такая информация оставалась под грифом «секретно». Такая позиция нашла свое отражение и в тщательно отредактированной публикации «The CIA and the U-2 Program» (ЦРУ и программа U-2), которую управление издало во время проведения симпозиума.
Спустя 15 лет ЦРУ проявляет гораздо меньше скрытности и готово раскрывать детали этой программы, о чем свидетельствует недавно рассекреченный документ «The Central Intelligence Agency and Overhead Reconnaissance: The U-2 and OXCART Program, 1954-1974» (Центральное разведывательное управление и воздушная разведка. Программа U-2 и OXCART, 1954-1974 гг.), на основе которого была подготовлена публикация 1998 года. В этом документе, который Архив национальной безопасности размещает сегодня у себя на сайте, открыто говорится о том, что тайваньские летчики многократно совершали полеты над КНР, собирая разведывательную информацию о китайских военных объектах и промышленных районах, хотя детали полетов над ядерными объектами удалены цензурой. Информацию о британском участии в программе цензура тоже не пожалела – а это участие включало полеты над территорией Советского Союза. В истории программы также отмечается уверенность президента Дуайта Эйзенхауэра в том, что участие британцев введет Советы в заблуждение относительно того, кто стоит за полетами U-2.
Хотя в истории программы о Британии говорится как о союзнице в сборе разведданных, там же сообщается, что Франция была объектом разведки. Если говорить конкретно, то разведка велась в небе над французским ядерным полигоном в Тихом океане, а фотографии делались с борта единственного U-2, способного взлетать с палубы авианосца. Индия, Индонезия и Тибет также фигурируют в этом докладе, подвергшемся меньшей цензуре. В последних двух странах самолет-шпион использовался в рамках обеспечения тайных операций ЦРУ в конце 1950-х годов. С 28 марта по 12 июня 1958 года пилоты U-2 совершили 30 полетов в небе над Индонезией, оказывая поддержку действиям по свержению президента Сукарно, который причинял беспокойство администрации Эйзенхауэра.
В этой истории неоднократно фигурирует район 51 (он же –Грум Лэйк). Это секретный объект в Неваде, где испытывались машины U-2 и прочие секретные летательные аппараты. В частности, в документе приведена рассекреченная карта, на которой показано, где на самом деле находится 51-й район. Говорится там и о секретных самолетах. В разделе о Китае рассказывается о программе STPOLLY (использование самолетов P-2V для ведения радиоэлектронной разведки на малых высотах), а также о двух программах беспилотных самолетов (AQUILINE и AXILLARY), подробные данные о которых приведены в приложении.
Эта история заняла 355 страниц, и остается только удивляться, почему правительство так долго держало эту информацию в тайне. Например, в чем смысл засекречивания оценки ЦРУ, в которой говорится, что книга британского писателя Криса Покока (Chris Pocock) «Dragon Lady» (Леди-дракон, неофициальное название U-2) является «самым точным несекретным повествованием о программе U-2»?
1. Карта района 51, как называют секретную базу ВВС, находящуюся в Неваде к северо-западу от Лас-Вегаса, долгие годы дает пищу для размышлений и досужих домыслов о теориях заговоров и НЛО. Когда руководство ЦРУ выбрало этот район в качестве площадки для проведения летных испытания U-2, оно попросило Комиссию по атомной энергии США присоединить его к территории ядерного полигона в Неваде, который уже находился в ведении комиссии.
2. Чтобы программа строительства U-2 не сбавляла темпы, высокопоставленный руководитель из ЦРУ Ричард Биссел выписал чек на сумму 1,25 миллиона долларов и отправил его по почте на домашний адрес инженера компании Lockheed Келли Джонсона. Это пример того, как управление использовало неконтролируемые средства и тайные банковские счета для обеспечения своих тайных операций.
3. Одним из откровений нового доклада ЦРУ стала информация о тайной помощи управления Индии после китайско-индийской войны 1962 года, когда самолеты U-2 летали над районами сосредоточения и дислокации китайских войск. Позднее индийское правительство предоставило в распоряжение ЦРУ заброшенную авиабазу в Чарбатии для обеспечения полетов самолета-шпиона.
Джеффри Ричелсон – старший научный сотрудник Архива национальной безопасности.