Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президента России Владимира Путина в Азербайджане встретили с подчеркнутой небрежностью. Во-первых, в аэропорту Путина встречал не Ильхам Алиев, а всего лишь вице-премьер. Кроме того, во время церемонии подписания договоров ведущий протокола назвал министра иностранных дел Сергея Лаврова бранным словом, и только потом исправился.

Президента России Владимира Путина в Азербайджане встретили с подчеркнутой небрежностью. Во-первых, в аэропорту Путина встречал не Ильхам Алиев, а всего лишь вице-премьер. Кроме того, во время церемонии подписания договоров ведущий протокола назвал министра иностранных дел Сергея Лаврова бранным словом, и только потом исправился.
 
Судя по всему, России от Азербайджана нужно нечто очень крупное, иначе в Баку не стали бы вести себя столь самоуверенно. Видимо, пренебрежение в Баку – это цена, которую Россия платит за вступление «Роснефти» на азербайджанский рынок.
 
Это действительно очень важный для России вопрос, поскольку является чуть ли не последним фактором присутствия России на Южном Кавказе. Азербайджан, видимо, не соглашается с военным сценарием, понимая, что в этом случае, Москва победит и Баку, и Ереван. Иначе с Алиевым, после бранного слова, не стали бы подписывать договор, а отправили бы его в ссылку куда-нибудь в Сибирь.
 
Видимо, Алиев понял, что не получит Карабах даже с помощью войны, потому и решил довольствоваться тем, что оскорбил российского министра и выставил себя снобом.
 
Не исключено, что на Азербайджан подействовали и предупреждения с Запада. Пару месяцев назад, когда в турецком парке Гези происходили интересные события, госсекретарь США Джон Керри напомнил посетившему с визитом Вашингтон азербайджанскому министру иностранных дел Эльмару Мамедьярову, что Азербайджан являет собой образец совместного проживания представителей многих наций.
 
Азербайджану на примере Турции дали понять, что если он попытается инициировать форс-мажор в регионе, то станет неудачным примером совместного проживания.
 
Если Азербайджан отказывается от идеи большой провокации, то России необходимо обеспечить себе хотя бы экономическое присутствие в регионе. А это предполагает прежде всего присутствие на энергетическом рынке. В противном случае отступление России станет практически неминуемым.
 
Сложно сказать, предотвратит ли отступление присутствие «Роснефти» в Азербайджане, но очевидно, что Москва пытается выстроить в регионе сетевую тактику. Пару месяцев назад «Роснефть» получила «прописку» на армянском энергетическом рынке. Вряд ли «Роснефть» намерена связать рынки Армении и Азербайджана, хотя не стоит этого исключать.
 
Судя по всему, сотрудничество энергетических рынков Армении и Азербайджана не рассматривается как перспективное. В регионе уже есть коммуникации, осуществляются проекты. Они обходят Армению, и вряд ли для включения нашей страны будут придуманы новые проекты.
 
Это может прозвучать странно, но для человеческо-технического потенциала Армении трубы в регионе – это очень небольшой калибр. Тем более, что политико-экономический эффект от них в основном переоценивается, свидетельством чему – Грузия. Но Армения нуждается в ином направлении модернизации – инновационно-промышленном. И в международных кругах перспективы развития Армении рассматриваются именно в этом ракурсе.
 
Поэтому, Армения и Азербайджан не могут рассматриваться в едином экономическом контексте. Две страны имеют диаметрально противоположные ценность и значимость. Это явно видит и Россия. И присутствие «Роснефти» в Армении и Азербайджане имеет различные векторы - Россия пытается просто нарастить количество субъектов новой тактики своей экономической политики.
 
С одной стороны, это хорошо, потому что, судя по всему, Россия отказалась от практики использования форс-мажора в региональной политике. Видимо, Москву удалось привести постепенно к политике фейр-плей – честной игре.