Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Египет переживает сейчас один из тяжелейших политических кризисов в своей истории с момента январской революции 2011 года. Особое опасение вызывает возможность полной потери контроля над происходящим в государстве со стороны возглавившего страну режима.
Это может сопровождаться тяжелыми уличными боями, участием в конфликте между военными и исламистами террористических группировок, а также дальнейшим разрушением египетского общества изнутри. Эта борьба уже привела к гибели сотен граждан, однако политического выхода из тупиковой ситуации не наблюдается.
Причинами, приведшими к нынешней опасной ситуации, является захват власти военными и грубое отстранение от рычагов управления Мухаммеда Мурси, демократически избранного президента страны. Все это обесценило демократические процессы последних двух лет и привело к прямому столкновению между «Братьями-мусульманами», с одной стороны, и армией вместе с либеральными силами, с другой.
В то же время можно утверждать, что египетская армия приняла решение о захвате власти в связи с массовым народным недовольством в адрес исламистов. Однако идеологические разногласия о сути демократии и диктатуры уступают место опасениям, связанным с тем, что центральная власть рухнет и потеряет контроль над страной.
Европейский Союз и Соединенные Штаты Америки пребывают в растерянности и не знают, поддерживать ли им жесткое подавление военными движения «Братья мусульмане», либо требовать от власти в Каире вернуться к демократическому варианту решения разногласий. США и Европа осуждают насилие и даже предпринимают символические шаги в этом направлении (отмена военных маневров с египетской армией, задержка поставок оружия). Однако на Западе понимают, что ввести антиегипетские санкции, подобные тем, что введены против Сирии, в сложившейся на данный момент ситуации было бы ошибкой.
Судя по всему, военный режим в Каире получит дополнительную отсрочку, а, возможно, и поддержку со стороны западных государств. В том случае если сумеет справиться с кризисом и вернуть противостояние в политическое русло. Характерной дипломатической фразой, используемой в подобных ситуациях, является «мы следим с тревогой за развитием событий».
В отличие от Европы и США Израиль однозначно заинтересован в стабильности в Египте – для него это вопрос стратегической безопасности. Израильское руководство заинтересовано также в сохранении тесных связей с представителями египетской армии и служб безопасности. Только таким образом можно будет продолжать борьбу с террором на Синайском полуострове. Однако в отличие от США Израиль не должен вмешиваться во внутренние дела соседнего государства.
Израильское руководство обязано приложить все усилия, чтобы сохранить мирный договор с Египтом и условия, при которых этот договор будет соблюдаться. Среди этих условий – американская помощь Каиру и запрет на военные действия Израиля на египетской территории. Следует пожелать Египту как можно скорее выйти из нынешнего кризиса.