Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Нельзя мириться с подъемом исламофобии

© REUTERS/Yves Herman/Filesпаранджа
паранджа
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Приезжие мусульмане якобы не поддаются «ассимиляции» в отличие от европейских иммигрантов, на которых приходилось большинство новоприбывших в середине ХХ века. Они якобы не имеют связей с христианской по своей сути европейской культурой и не хотят ее принимать. Однако нет сомнений, что исламофобия может лишь усилить общественную изоляцию этих людей.

Непонимание проблемы просто поражает. Слова министра внутренних дел Манюэля Вальса (Manuel Valls) насчет необходимости разъяснить нашим согражданам о том, что ислам не противоречит республиканским ценностям, были восприняты совершенно неверно. Последнее время во Франции одна за другой следуют исламофобские акции. В Траппе на девушку в парандже было совершено нападение, со стороны правых политиков раздаются ксенофобские и расистские заявления, а в Авиньоне 15 августа обнаружили антиисламиские граффити.

В Лионе 7 августа был задержан молодой военнослужащий французских ВВС, который оказался под воздействием ультраправых теорий. В его поведении прослеживается пугающее сходство с националистом Максимом Брюнери (Maxime Brunerie), который попытался убить Жака Ширака в 2002 году. Лионский военный планировал устроить теракт в местной мечети. В прошлом году он уже зашвырнул в окно мечети бутылку с зажигательной смесью.

Война с «исламизацией»

Мечети становятся главными физическими объектами ненависти... В ноябре 2012 года несколько активистов ультраправых групп заняли мечеть в Пуатье. Каждый националист мнит себя новым Карлом Мартеллом, который в 732 году освободил от арабов Европу. Все они уверены, что пришла пора положить конец волне «мусульманского нашествия», остановить «колонизацию».

По мнению ультраправых, сейчас наблюдается именно этот процесс: «исламская колонизация» постепенно превращает города в гетто, меняет демографическую и генетическую структуру населения, угрожает чистоте нации, навязывает собственные порядки. Люди, которые появились в стране в результате неконтролируемых миграционных потоков, на самом деле хотят заставить нас следовать своим варварским правилам и в конечном итоге стремятся ввести во Франции законы шариата.

Некоторые города якобы уже поразила эта гангрена. Национальный фронт в своих лучших традициях громогласно обличает «этнические пригороды, где иностранцев иногда больше, чем коренных жителей». Однако статистика опровергает любые утверждения подобного рода: ни в одном из таких городов на иностранцев не приходится большинство населения. Если взять, например, Сен-Дени, город с самой высокой в стране долей иностранцев, на французских граждан приходится 70% местных жителей.

Помимо собственно национальности людей, ультраправых волнует происхождение иммигрантов и их религия. Приезжие мусульмане якобы не поддаются «ассимиляции» в отличие от европейских иммигрантов, на которых приходилось большинство новоприбывших в середине ХХ века. Они якобы не имеют связей с христианской по своей сути европейской культурой и не хотят ее принимать. Однако нет сомнений, что исламофобия (направленная на мусульман конкретная форма расизма) может лишь усилить общественную изоляцию этих людей.

Националисты сваливают в одну кучу иностранцев, иммигрантов и мусульман, тем самым лишь еще больше запутывая людей. Вызванная кризисом нервозность лишь делает проще такое ожесточение, замкнутость на себе и нации, суверенитет которой оказался под угрозой из-за глобализации. В результате подъема безработицы упрощенческие суждения, которыми более 30 лет пользуется Национальный фронт, приобрели пугающую эффективность. Их теории можно свести к следующему уравнению: «безработный = лишний иностранец», причем слово «иностранец» означает в данном контексте любого мусульманина иностранного происхождения в независимости от того, есть ли у него французское гражданство или нет.

«Линия Бюиссона» и распространение исламофобской риторики

Распространение исламофобских и ксенофобских высказываний (они всегда идут рука об руку) к сожалению связано не только с выступлениями ультраправых партий.

Даже умеренные правые парламентарии из «Союза за народное движение» не остаются в стороне от всеобщей тенденции рассматривать ислам как угрозу. Так, например, 9 августа депутат Лионель Люка (Lionnel Lucas) провел параллели между редакционной статьей в Le Monde, которая призывала смягчить позицию по вопросу паранджи, и Мюнхенской конференцией 1938 года: те, кто отказываются рассматривать «тиранию» (то есть ислам) как опасность, являются «пораженцами» и «коллаборационистами».

Подобные намеки на войну с исламом, которую намереваются вести наши националисты, толкают членов СНД на путь самых радикальных ультраправых движений и способствуют «нормализации» такого рода шокирующих и клеветнических высказываний.

Прозвучавшие в начале июля заявления мэра Ниццы Кристиана Эстрози (Christian Estrosi) о «несовместимости» ислама с республикой служат наглядным примером сближения позиций представителей бывшего большинства и ультраправых. Триумф этой линии представляет опасность для страны, потому что обостряет общественные разногласия и служит оправданием неприятия мусульман. Все больше французов начинают верить в такую несовместимость, и ответственность за это в значительной мере лежит на правых политиках. Извращение понятия светского государства, которое превратилось в оружие борьбы против ислама после прихода к власти Николя Саркози, повлекло за собой катастрофические изменения в общественном мнении. Организованные СНД дебаты по поводу национального самосознания превратилась во всеобщее клеймление мусульманской религии.

Левые выступают против ненависти

Левым необходимо продолжать борьбу и обличать все исламофобские инициативы, которые все дальше сдвигают общество на правый фланг по национальным вопросам. Всем нам необходимо встать на позицию открытости по отношению к любым религиям.

Ислам сам по себе не может быть несовместимым с республикой. Ислам, который исповедуют подавляющее большинство стремящихся стать частью нашего общества французских мусульман, с уважением относится к законам. Вопрос о ношении паранджи в университетах не должен становиться предлогом для новых нападок. Законность, только законность и ничего кроме законности.

Хватит ставить знак равенства между преступниками, молодежью из неблагополучных районов и мусульманами. Хотя в некоторых пригородах, которые госслужбы уже давно бросили на произвол судьбы, проблема преступности действительно стоит довольно остро, но она никак не связана с религией. Левым, однако, ни в коем случае не следует пытаться оправдывать агрессивное выражение недовольства молодежи в бедных районах: оно заслуживает лишь сурового порицания.

Жесткий ответ властей на любые попытки поставить под сомнение авторитет государства и подорвать его безопасность должен сегодня идти рука об руку с осуждением опасной для социального единства демонизации ислама. Исламофобия лишь обостряет ощущение изоляции и дает толчок радикальным настроениям, которые губительны для нашей демократии.

Алексис Башелеи (Alexis Bachelay), депутат Социалистической партии, официальный представитель движения «Сильные левые»,

Янн Галю (Yann Galut), депутат Социалистической партии, основатель и официальный представитель движения «Сильные левые»,

Патрисия Шиллинжер (Patricia Schillinger), сенатор от Социалистической партии, основатель и официальный представитель движения «Сильные левые»

Мехди Тома Алляль (Mehdi Thomas Allal), член движения «Сильные левые» и представитель центра по борьбе с дискриминацией фонда Terra Nova


Комментарии читателей:

Do re mi

Наверное, и меня поразила болезнь исламофобии, раз мои феминисткие и атеистические идеалы не дают мне спокойно смотреть на платки на головах наших девушек.

MickaelRassat

«Если какое-то сообщество не принимают, значит оно не предлагает хорошей продукции, так как в противном случае для этого не возникло бы никаких препятствий. Если оно называет себя жертвой расизма, значит само порождает беспорядок. Если оно приносит только хорошее, все принимают его с раскрытыми объятьями».
Шарль де Голль.

pessy miste

Если бы у нас было хоть немного смелости, мы бы рассмотрели все религии одну за одной и смогли оценить их совместимость или несовместимость с нашими законами и демократическими ценностями светского государства. Мы бы прекратили болтать впустую и обсудили конкретные вещи. Сейчас вы лишь устраиваете политическое балабольство, чтобы доказать, что правые «плохие». Я больше не голосую, но и в прошлом никогда не голосовал за правых. Тем не менее, подъем ислама я вижу собственными глазами, и мне даже пришлось переехать. Мне не нравится, что ислам все ширится, и что ультраправые укрепляют позиции. Тем не менее, как мне кажется, одно тесно связано с другим. Даже в арабо-мусульманских странах, многих уже начинает воротить от ислама.

Georges H

Вы, случайно, не ошиблись с названием?
Мне кажется, лучше было бы «нельзя мириться с подъемом исламизма».

brichon

Великолепная статья, причем тот, факт, что ее написали несколько людей, делает ее только лучше.
Во Франции, конечно же, развелось слишком много злых языков, которые только и твердят о проблемах. Нормы светского государства неукоснительно соблюдаются, а в общественных местах совершенно не видно религиозной символики. Никакой изоляции и коммунитаризма тоже нет.
Поэтому нам, обычным французам, уже хватит ворчать. Все вокруг просто прекрасно, а проблему породило наше излишне богатое воображение. Никакой проблемы паранджи на самом деле нет. Разве мы требуем от туарегов ходить с непокрытой головой? Нет, потому что так они спасаются от жары. Этим летом тоже жарко, и значит вполне нормально, что все больше женщин хотят спастись от жары. Поэтому не нужно пытаться найти проблемы там, где их не существует.