Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ливан: «Хезболла» не так уж и неуязвима?

Теракт в подконтрольном «Хезболле» южном пригороде ливанской столицы стал самым кровопролитным после убийства Рафика Харири в 2005 году и первым на ее территории.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Hешение «Хезболлы» подтвердить свою верность Дамаску стало ее смертным приговором в политике: она превратилась из «арабской» армии в шиитское ополчение, которое стремится лишь сохранить мост между Ираном и Ливаном. Все это очень серьезно ограничивает ее роль и политический вес в регионе, особенно после того, как она долгое время была главным оружием битвы с Израилем.

Хотя теракт 15 августа в южном пригороде Бейрута (почти 30 погибших и пропавших без вести), который стал уже вторым за 40 дней трагическим происшествием в на подконтрольной «Хезболле» территории с преимущественно шиитским населением, поднимает целый ряд серьезных вопросов, главный из них касается безопасности. Взрыв произошел в одном из самых закрытых районов ливанской столицы, который до этого момента считался неприкосновенным.

Южный пригород Бейрута находится под полным контролем «Хезболлы» и в отличие от суннитских и христианских регионов Ливана, где в прошлом не раз происходили теракты, до недавнего времени был исключением на фоне остальной части страны. Всего в Ливане с 2005 года произошло около двух десятков взрывов заминированных автомобилей, самодельных устройств и политических убийств. Больше половины из них пришлось на христианские районы, тогда как остальные распределились между суннитскими кварталами и зонами со смешанным населением.

Таким образом, в свете последних событий на ум приходит следующий вопрос: «Хезболла» теряет позиции? Она больше не в силах защищать собственную территорию, границы которой не раз назывались неприступными?

1992 год: единственное убийство

Если рассматривать события в исторической перспективе, два последних теракта представляют собой настоящий поворотный момент в истории движения.

«Хезболлу» еще никогда так серьезно не задевали за живое со времени ее формирования в 1982 году. Так, несмотря на широкую агентурную сеть и одни из мощнейших в регионе военных возможностей, Израилю так и не удалось нанести удар в самое сердце партии, как он сделал это с ХАМАС и прочими арабскими полувоенными движениями.

Единственное убийство, которое совершили непосредственно израильские силы, случилось в 1992 году: авиация ЦАХАЛа перехватила конвой «Хезболлы» и ликвидировала ее лидера Аббаса Мусави, за неимением возможности добраться до него иными средствами. 14 лет спустя, во время войны июля 2006 года, израильские ВВС нанесли целый ряд ударов по южному пригороду Бейрута, однако военные так и не смогли провести операции против лидеров движения или принадлежащих ему зданий внутри района.

Другими словами, недавние события выходят за рамки сирийского контекста и наносят серьезный удар по мифу о неприступности «Хезболлы». Кроме того, на два этих теракта накладываются неожиданные ракетные обстрелы южного пригорода, взрыв конвоя «Хезболлы» на сирийской границе, а также убийство высокопоставленного чиновника сирийского режима Мохаммеда Даррара Джамо в южном Ливане.

Кроме того, происшествие 15 августа стало недвусмысленным посланием в адрес движения, которое принимает активное участие в сирийском конфликте на стороне режима и в значительной мере помогло ему изменить расстановку сил в свою пользу. Время так же было выбрано отнюдь не случайно: взрыв совпал с седьмой годовщиной окончания войны между «Хезболлой» и Израилем, в которой шиитская партия одержала победу.

Необдуманная политика?

Сейчас вопрос заключается не в том, кто устроил этот теракт (в выложенной на YouTube видеозаписи ответственность взяла на себя некая исламистская группировка), а в том, собирается ли «Хезболла» менять политику и пересматривать масштабы своего вмешательства в Сирии. Быть может, она наоборот решит пойти до конца, несмотря на риск новых терактов? Продолжат ли сторонники лидера движения Хасана Насраллы безоговорочно поддерживать его политику, или же среди них раздадутся голоса с требованием перемен? Пока что сложно сказать что-то определенное по этому поводу.

«Хезболла» была союзником сирийского режима в период его контроля над Ливаном, а так же решила сохранить стратегический альянс с партией «Баас» после вывода ее контингента. Тем самым движение вызвало недовольство многих ливанцев, и в первую очередь суннитов, которые до этого благосклонно к нему относились. Сегодня вполне вероятно повторение сценария, но уже в более крупных масштабах. Действия «Хезболлы» в Сирии вызвали отторжение у широкой прослойки сирийцев и суннитов по всему арабскому миру.

После войны 2006 года популярность «Хезболлы» во всем регионе с его 300 миллионами жителей побила все рекорды. Некоторые даже проводили параллели между ее харизматичным руководителем и бывшим лидером панарабского движения Гамалем Абделем Насером. Таким образом, решение «Хезболлы» уже во второй раз подряд подтвердить свою верность Дамаску стало, по мнению некоторых наблюдателей, ее смертным приговором в политике: она превратилась из «арабской» армии в шиитское ополчение, которое стремится лишь сохранить мост между Ираном и Ливаном. Все это очень серьезно ограничивает ее роль и политический вес в регионе, особенно после того, как она долгое время была главным оружием битвы с Израилем.

Суннитско-шиитский конфликт

Наконец, теракт в южном пригороде Бейрута представляет собой очередной шаг на пути к суннитско-шиитскому конфликту, который и так уже охватил почти весь регион. Последнее время напряженность в отношениях двух сообществ резко нарастает: в июне произошел целый ряд инцидентов, а в суннитском уличном движении, которое многие годы было представлено умеренным политическим течением бывшего премьер-министра Рафика Харири, набирают популярность радикальные настроения. Кроме того, президент страны Мишель Сулейман и лидер друзов Валид Джумблат говорят, что за терактом может стоять Израиль. И на этот факт едва ли стоит закрыть глаза...

Ливанские чиновники два года пытались дистанцироваться от ситуации, но последние события свели на нет их усилия. Сейчас они стремятся предотвратить конфронтацию шиитов и суннитов и не дать стране снова погрузиться в гражданскую войну.

Самые громкие теракты и политические убийства в Ливане с 2004 года

2004 год

1 октября.
Депутату и близкому соратников лидера друзов Валида Джумблата Марвану Хамаде лишь чудом удается остаться в живых после покушения в суннитском квартале Рас Бейрут.

2005 год

14 февраля.
Премьер-министр Рафик Харири и депутат Басель Флейхан гибнут в теракте в Бейруте, который уносит жизни 23 человек.

23 марта.
Три человека гибнут в результате взрыва в торговом центе в христианском квартале на севре Бейрута.

6 мая.
22 человека получают ранения в результате взрыва в христианском городе Джуния на севере от Бейрута.

2 июня.
Журналист и антисирийский деятель Самир Кассир гибнет в результате взрыва заминированного автомобиля в христианском квартале Бейрута.

21 июня.
Бывший генеральный секретарь Коммунистической партии Жорж Хави гибнет в результате взрыва заминированного автомобиля у своего дома в Бейруте.

12 июля. Министр обороны Элиас Мурр получает ранения в результате взрыва заминированного автомобиля на северо-востоке Бейрута (один погибший и девять пострадавших).

16 сентября.
В христианском квартале Бейрута срабатывает взрывное устройство: один погибший и 28 раненых.

25 сентября. Журналистка Мэй Шидиак получает тяжелые ранения после срабатывания заложенного в ее автомобиль взрывного устройства.

12 декабря. Депутат и антисирийски настроенный журналист Жебран Туэни гибнет вместе с двумя близкими в результате взрыва заминированного автомобиля неподалеку от Бейрута.

2006 год

5 сентября.
Подполковник Самир Шехаде, который занимается расследованием убийства Рафика Харири, получает ранения, а четверо его телохранителей гибнут в результате взрыва на юге Бейрута.

21 ноября. Министр промышленности и противник сирийского режима Пьер Жемайель гибнет в результате обстрела на севере Бейрута.

2007 год

13 февраля.
Три человека гибнут в результате подрыва двух автобусов на севере Бейрута накануне второй годовщины убийства Рафика Харири.

13 июня.
Теракт на набережной в Бейруте уносит жизни десяти человек, в том числе депутата парламентского большинства Валида Эйдо.

19 сентября. Депутат антисирийского большинства Антуан Ганем гибнет в результате взрыва заминированного автомобиля поблизости от Бейрута (шесть погибших и 56 раненых).

12 декабря. Генерал ливанской армии Франсуа эль-Хадж гибнет в результате взрыва заминированного автомобиля в христианском квартале Бейрута (по меньшей мере еще четверо погибших).

2008-2011 годы

Период относительного затишья после подписанного в Дохе соглашения в мае 2008 года.

Единственным значимым происшествием становится убийство представителя руководства «Хезболлы» Имада Мугнийе 12 февраля 2008 года.

2012 год

19 октября.
Глава разведывательного управления полиции Висам эль-Хасан гибнет в христианском квартале Бейрута. Теракт уносит жизни еще семи человек.

2013 год

9 июля.
50 человек получают ранения в результате взрыва заминированного автомобиля в шиитском квартале Бейрута.

15 августа. Второй теракт в южном пригороде ливанской столицы уносит жизни порядка 20 человек, тогда как еще более 300 получают ранения.