Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Экономические трудности последнего времени оказывают самое непосредственное влияние на внешнюю политику Белоруссии. Какова реакция официального Минска на российско-украинскую таможенную войну? Удастся найти новые источники валютных поступлений? Зачем Белоруссия портит отношения с Литвой?

Экономические трудности последнего времени оказывают самое непосредственное влияние на внешнюю политику Белоруссии. Какова реакция официального Минска на российско-украинскую таможенную войну? Удастся найти новые источники валютных поступлений? Зачем Белоруссия портит отношения с Литвой?

Эти вопросы в программе «Экспертиза Свободы» обсуждают политолог Андрей Федоров и руководитель аналитических проектов компании БелаПАН Александр Класковский. Ведущий - Валерий Карбалевич. 
 
Реакция Белоруссии на российско-украинскую таможенную войну
 
Карбалевич: Острый таможенный конфликт между Россией и Украиной эксперты объясняют желанием Москвы таким образом втянуть Киев в Таможенный союз. Если да, то к этой таможенной войне должны были бы по логике подключиться и Белоруссия, и Казахстан. Однако этого не произошло. Почему Белоруссия не ввязалась в это российско-украинское противостояние, как это прогнозировали киевские аналитики?.

Федоров: Москва стремится если не втянуть Украину в Таможенный союз, то хотя бы помешать Киеву подписать соглашение об ассоциации и свободной торговле с ЕС.

Думаю, Белоруссия не поддержала Россию в этой таможенной войне по двум причинам. Во-первых, недавно только наладились формальные отношения между белорусским и украинским руководством. Разрешена, наконец, проблема договора о границе. Активно развивается взаимная торговля, причем с положительным для Белоруссии сальдо. И терять эти деньги совсем не хочется. Во-вторых, думаю, Лукашенко не хочет, чтобы Украина вступала в Таможенный союз. Ведь в таком случае Россия значительно больше внимания уделяла бы отношениям с Киевом, а не с Минском. Поэтому для нынешнего руководства Белоруссии лучше, чтобы Украина продолжала двигаться путем европейской интеграции. В таком случае Москва больше внимания уделяла бы отношениям с Белоруссией, давала бы преференции, чтобы удержать союзника от движения по пути Украины.

Класковский: Таможенная война с Украиной со стороны России была предупредительным залпом. Теперь на какое-то время ситуация уляжется. Москва будет следить за реакцией Киева: понял тот урок или нет. В этом смысле показательны слова советника президента РФ Глазьева. Он сказал, что это была разовая акция со стороны России, но если Украина подпишет упомянутое соглашение с ЕС, то такой жесткий таможенный режим может стать нормой. И поскольку это был такой «блицкриг» со стороны Москвы, Минск может сказать, что мы не успели среагировать. Если же такая таможенная война станет перманентной, то дальше РФ попытается втянуть Лукашенко в это противостояние, и Минску будет трудно выкручиваться. Хотя для Лукашенко это не его война. Для Белоруссии экономически невыгодно портить отношения с Украиной. Ведь очень большая торговля. Туда продаются наши нефтепродукты. Туда можно столкнуть наши тракторы, которыми заставлена ​​почти половина Минска. Поэтому Лукашенко будет всячески ускользать от присоединения к этой войне. В определенной степени это будет напоминать события российско-грузинской войны 2008 года, когда Белоруссию не удалось подключить к российской политике.
 
Ситуация вокруг «Беларуськалия»
 
Карбалевич:
Значительное влияние на внешнюю политику оказывают экономические трудности, перед которыми оказалась страна. Растет дефицит внешнеторгового баланса, остро нужна валюта. В этом плане визиты Лукашенко в Юго-Восточную Азию, Оман, Китай, не дали большого результата. Ситуацию еще более обострил выход российского «Уралкалия» из Белорусской калийной компании. И теперь «Беларуськалий» лихорадочно ищет посредников. Ставка делается на катарскую компанию, которая никогда ранее не занималась продажей калия. Здесь интересно, что на прошлой неделе Лукашенко дал приказ сажать в тюрьму руководителей госпредприятий, которые торгуют через посредников. Какие здесь перспективы? 

Федоров: Ситуация в конфликте между «Уралкалием» и «Беларуськалием» понимается с трудом. Стороны обвиняют друг друга. В ближайшее время оба бывших партнера проиграют. Снизилась капитализация компаний, цены на калий начали падать, индусы требуют скидки на калий по уже заключенным контрактам. У нас имеется множество примеров, когда белорусская сторона хотела сделать как лучше, а получалось как всегда. Боюсь, что в данном случае мы имеем как раз именно такую ​​ситуацию.

Класковский: Последние события на калийном рынке стали сильным ударом по белорусскому бюджету и экономике. Когда цены на калий упадут ниже 200 долларов за тонну, «Беларуськалий» начнет работать в убыточном режиме, а «Уралкалий» будет иметь доход, так как у него производство ниже себестоимости. И я не исключаю, что главный акционер «Уралкалия» Керимов специально предпринял эту калийную войну, чтобы поставить белорусского конкурента на колени и таким образом купить его за копейки.

Поэтому я не согласен, когда из желания раскритиковать белорусские власти российских олигархов рисуют белыми и пушистыми. Весь прошлый год «Уралкалий» продавал большую часть продукции через своего трейдера, а не через Белорусскую калийную компанию. И это было задолго до того, как Лукашенко в декабре прошлого года подписал указ, который позволил «Беларуськалию» продавать продукцию «налево». Напомню, что еще в прошлом году в июле российский премьер Медведев, когда был в Минске, зловеще говорил: вам от продажи «Беларуськалия» не отвертеться.

Другой момент. Олигарх Керимов принадлежит клану Медведева. А Путину надо запускать проект по созданию Евразийского союза. Скандал вокруг «рейдерского захвата» «Беларуськалия» может ему помешать. Поэтому, возможно, Путин остановить давление на Белоруссию по этому вопросу».

Про белорусские самолеты в Судане
 
Карбалевич: Появилась сообщение, что списанные в белорусской армии реактивные самолеты-бомбардировщики нашлись в Судане. Вместе с самолетами находится и белорусский обслуживающий персонал. Вот еще один источник валюты. Источник сомнительный. Потому что есть постановление Совета безопасности ООН о запрещении или ограничении поставок оружия в «горячие точки». Судан - одна из таких точек, так как там долго шла гражданская война. Как это можно прокомментировать?

Класковский: Несколько ремарок. Во-первых, хотя белорусское руководство часто дружит с одиозными режимами, оно очень осторожно ведет себя в смысле продажи оружия. Ведь если в этом вопросе попасть под раздачу США, мало не покажется.

Два года назад был большой шум из-за того, что Белоруссия якобы продала местному мятежнику в Кот-д'Ивуар три геликоптера в обход санкций. Потом представители ООН должны были извиняться - мол, это была недостоверная информация. Формально продавать оружие Судану не запрещено. Запрет ООН касается использования этого оружия правительством Судана против мятежников в провинции Дарфур. И вот правительство Судана дает слово, что это оружие для этого использоваться не будет. Сами понимаете, это более чем шаткое обещание. Вообще, торговля оружием - не самый нравственный бизнес в мире.

Что касается этого сообщения, то оно исходит от суданского блоггера. Съемки мало о чем говорят, белорусских опознавательных знаков на самолетах нет. И невозможно сделать вывод, что люди в комбинезонах - это белорусские техники.
Федоров: Белоруссия много раз обвинялась в незаконной продаже оружия. Может, раз 20-30 за последние 15 лет. Но ни разу не было приведено серьезных доказательств.
 
Зачем Белоруссия портит отношения с Литвой?
 
Карбалевич: Белоруссия втянулась в конфликт с Литвой из-за строительства АЭС под Островцом. На первый взгляд, такая позиция белорусской стороны нелогична. Литва - одна из стран ЕС, которая придерживается мягкой тактики в отношении официального Минска. К тому же сейчас Литва председательствует в ЕС, в Вильнюсе осенью состоится саммит «Восточного партнерства». Недавно «Беларуськалий» купил в Клайпедском порту терминал, через который происходит транзит калия. Зачем портить отношения с Литвой? Класковский: Именно потому, что Литва сильно завязана в экономическом плане с Белоруссией, белорусские власти цинично рассуждают так: никуда литовцы не денутся, перетопчутся. И если говорить объективно, то нежелание конкуренции со стороны белорусского АЭС в позиции Вильнюса прослеживается. Началось строительство Балтийской АЭС в Калининградской области, существуют такие же планы и у Литвы. И когда построится еще и белорусская АЭС, некуда будет девать лишнюю электроэнергию.

Хотя, разумеется, белорусская сторона в этом вопросе прет как танк. Если своему населению затыкают рот, то чего церемонится с литовцами? Белорусские власти настолько привыкли к имитации, что и эти слушания в Островце сымитировали. Привезли каких-то случайных людей из Литвы и объявили их представителями литовской общественности. Но в международных отношениях туфту продавать невозможно. Впрочем, думаю, в этом вопросе Минск дожмет литовцев.

Карбалевич:
В прошлом году в Литве прошел референдум, на котором население проголосовало против строительства АЭС.

Федоров: Думаю, какая-то экспертиза, в том числе экологическая, была. Например, МАГАТЭ не имеет претензий. Второй момент. Если бы Белоруссия сильно нарушала какие-то нормы и правила безопасности строительства АЭС, то в дело вмешался бы Евросоюз. Однако этого нет. Проблема в том, что АЭС строится за 55 километров от Вильнюса. И Литва, разумеется, беспокоится о безопасности. Думаю, когда руководство Белоруссии выбирало место стройки, фактор близости к Литве учитывался. Чтобы получить средство давления на Литву, чтобы она не сильно рыпалась».

Перевод: Светлана Тиванова.