Newsweek: Мы едем в долгожданный отпуск, а там вместо идиллии начинаются ссоры...
Эва Ярчевска-Герц (Ewa Jarczewska-Gerc): Это происходит потому, что мы идеализируем отпуск. В обычные дни мы загружены работой, массой обязанностей и хотим, чтобы отпуск был прекрасным, особенным — как на фотографиях в рекламных проспектах, которые изображают счастливые улыбающиеся семейства в бассейнах. Мы ждем, что наши воспоминания будут точно такими же, что наша поездка будет идеальной и оправдает все наши ожидания.
— В итоге все оказывается иначе.
— И достаточно небольшого отклонения, чтобы вывести нас из себя. Мы начинаем обвинять партнера, который отвечал за организацию отпуска, что он не за всем уследил, за что-то не доплатил, выбрал не ту гостиницу.
— В обычной жизни нам приходится сталкиваться с гораздо более серьезными проблемами, но мы не впадаем от них в бешенство.
— Это так. Будни наполнены стрессом, зачастую его уровень очень высок, при этом у нашего дня есть четкий план, к которому мы привыкаем. Мы надеемся, что в отпуске распорядок дня будет спонтанным, думая, что это будет любопытно, приятно, как-то по-другому. А в итоге в этих новых условиях мы чувствуем себя неуютно, привыкнув к четкому распределению времени и наполненности календаря задачами. Тогда мы начинаем вести себя, как бросивший курить человек. Он не находит себе места не только из-за недостатка никотина, но и из-за того, что сигарета структурировала его день: утренняя сигарета, путь на работу, следующая сигарета, начало рабочего дня.
— Значит, отпуск тоже требует упорядоченности?
— Если вы к ней привыкли, то да. Но важна не только упорядоченность. Мы слишком многого ждем от отпуска, возлагаем на него чрезмерные надежды. Мы надеемся разрешить все накопившиеся за год проблемы, к примеру, выяснить, почему наш партнер две недели назад без предупреждения пригласил на обед коллегу по работе. Нам кажется, что в отпуске для таких разговоров наконец появится время, но они рождают только дополнительное напряжение. Мы начинаем предъявлять друг другу претензии, и вместо идиллии получается кошмар.
— Возможно, проблема заключается в том, что мы не умеем друг с другом разговаривать? Мы слишком сильно отдаляемся друг от друга и не можем обсуждать нейтральные вещи — прочитанную книгу, впечатления от места нашего пребывания. Мы способны только подводить итоги прошлому.
— Это правда. Наша жизнь проходит в постоянном напряжении, и мы слишком многое откладываем на отпуск. И именно он показывает, в состоянии какого стресса мы живем. Этот ежедневный стресс держит нас в рамках, достаточно, чтобы уровень мобилизации снизился, чтобы организм расслабился, размяк и начал барахлить. Это последствия перегрузок. В состоянии стресса боль не ощущается, и лишь через два, три дня наше напряженное тело дает о себе знать. Начинает болеть голова, проявляются всевозможные недомогания.
— Не все так плохо переносят отпуск.
— Такие крайние ситуации прежде всего касаются людей, которые не умеют расслабляться и находить удовольствие в своей ежедневной жизни. Один из симптомов подобного состояния — проблемы со сном. Человек не может заснуть или слишком рано просыпается, а это значит, что он не умеет снизить напряжение.
— Может быть, таким людям стоит вообще отказаться от отпуска?
— Ни в коем случае! Наоборот. Но им следует к нему подготовиться, и не настраиваться на то, что все будет идеально. Прежде всего нужно научиться отдыхать. Если мы воспринимаем отпуск как единственный момент, в который можно расслабиться, ничего хорошего не получится. А если мы возвращаемся из отпуска уставшими, это сигнал, что жизнь пора менять.
— Легко сказать, но как это сделать?
— Нужно научиться прислушиваться к себе, подумать, что для нас важно, в каких условиях нам удается лучше всего отдохнуть, что доставляет нам самое большое удовольствие — поездка на модный курорт или самостоятельный поход в лес. Не следует принимать то, что нам стараются навязать другие.
— Но ведь мы хотим не только провести прекрасный отпуск, но и блеснуть перед знакомыми.
— Именно. В наше время человек все хуже знает сам себя, поэтому ему легко что-то навязать. Мы слишком часто руководствуемся тем, что нам говорят другие. С одной стороны, мы становимся все большими индивидуалистами (по крайней мере так кажется нам самим), но одновременно все сильнее зависим от мнения окружающих. Обратите внимание, что развлекательные передачи все чаще сводятся к процессу оценки: мы выбираем певцов, танцоров, моделей. Эта атмосфера затягивает: мы приспосабливаем наши мечты не к своим, а к чужим вкусам. И поэтому когда знакомые уговаривают нас поехать на море и сидеть на пляже, стоит задуматься, надо ли нам это.
— Итак: мы поговорили с партнером и решили с ним, как провести отпуск. Этого достаточно, чтобы все удалось?
— Хорошо еще составить план, чем мы хотим заниматься: ездить на экскурсии, загорать и т.д. И такой план должен быть у всех, кто с нами едет. Следует записать, чего мы ждем от отпуска, почему мы куда-то едем, что мы хотим там делать, а потом собраться всем вместе и подумать, как совместить эти пожелания — найти удовлетворяющий всех компромисс. Ведь можно договориться, что в первой половине дня я сижу на пляже, а мой партнер в это время играет в гольф, потом мы встречаемся за обедом, а дальше проводим время вместе. Точно так же могут поступить родители маленьких детей: договориться, что сначала ими занимается один родитель, потом второй, а после обеда все вместе едут на экскурсию. То что мы проведем какое-то время в одиночестве, не означает, что с нашим союзом что-то не в порядке — совершенно наоборот.