Atlantico: Сегодня все мы делаем куда больше снимков, чем раньше, однако продажи фотоаппаратов за последние годы упали на 30% или даже на 50% в том, что касается мыльниц. Формирование этой тенденции связывают с развитием смартфонов. То есть, сейчас камера смартфона может сделать снимок сравнимого качества с «мыльницей»?
Жиль Дунес: Это зависит о того, о каком конкретно фотоаппарате и смартфоне идет речь. В дорогих смартфона установлены камеры с сенсором по меньшей мере на 8 мегапикселей. На этом уровне заметен значительный прогресс, так как качество фотографии зависит одновременно от качества оптики, диагонали поверхности сенсора, а так же размера и качества формирующих его поверхность фотоэлементов. Вообще, точно такая же проблема стояла в прошлом с пленочными фотоаппаратами. До недавнего времени сенсоры смартфонов были меньше, чем у цифровых «мыльниц» и отставали от них в плане качества, тогда как производители занимались лишь гонкой мегапикселей по соображениям маркетинга.
Прогресс осуществлялся за счет предварительной программной обработки снимков, которая позволила смартфонам нагнать «мыльницы» нижней и средней ценовой категории. Ситуация немного напоминает швейцарский нож: мы предпочитаем не носить еще один дополнительный предмет, а просто берем с собой смартфон, тем более что у него есть встроенные функции для публикации снимков в социальных сетях.
Так, например, в Apple очень серьезно подошли к вопросу и даже сами занялись разработкой линз объективов, сенсоров и процессоров для обработки сигнала. Между Apple и Sony наблюдается определенное сближение в том, что касается некоторых встроенных функций электроники. Sony испытывает определенные финансовые трудности и, по всей видимости, продала Apple разработанный ей для собственных устройств функционал.
Прогресс на уровне электроники и программного обеспечения позволил привить новые функции определенному числу аппаратов для того, чтобы повысить их ценность в глазах покупателей и увеличить прибыль. Мобильные телефоны «поумнели» до такой степени, что начали не только делать фото и видео, но и обрабатывать их с помощью специального ПО. Производители фотоаппаратов в свою очередь добавили функции общения и навигации в свои устройства, которые также предлагают все больше встроенных функций по обработке снимков. В результате не затронутые этими трендами доли рынка переживают кризис, тогда как в других наоборот наблюдается подъем: мы видим технологический дарвинизм в действии.
Все это говорит о достигнутом смартфонами прогрессе в плане качества, а так же позиционирования на рынке. Французская компания DXO, которая занимается выпуском популярного среди профессионалов специализированного ПО для исправления дефектов фотоаппаратов на уровне сенсора или объектива, недавно включила iPhone и смартфоны Galaxy от Samsung в список поддерживаемых устройств, то есть поставила их на один уровень с настоящими фотокамерами!
— Другими словами, производителям фотоаппаратов придется неизбежно сосредоточиться на профессиональных решениях, или же у «мыльниц» все еще есть будущее?
— В 2006 году Sony вышла на рынок «зеркалок», потому что в сфере «мыльниц» велась ожесточенная борьба. В компании поняли, что им по силам занять долю рынка «зеркалок» путем повышения потребительской ценности устройств и изменения их позиционирования. Вообще, мне кажется, что будущее не за дорогими и тяжелыми профессиональными аппаратами, а ориентированными на широкую аудиторию «зеркалками». Число их доступных моделей заметно увеличилось, тогда как раньше каждая компания предлагала продукцию трех уровней: начального, продвинутого и профессионального. Производители расширили каталог более массовыми, простыми и легкими моделями.
Что касается «зеркалок», в Sony решили отказаться от прямого обзора с помощью пентапризмы (она была одной из важнейших составляющих качественного аппарата) и заменили его во всем моделях на OLED-экран с полупрозрачным зеркалом, который создает для пользователя нечто вроде ощущения дополненной реальности. Это еще один пример сближения и пересечения функционала аппаратов разных категорий, но уже с другой стороны.
— Но смогут ли смартфоны в один прекрасный день потеснить «зеркалки»?
— Повторюсь, качество снимка во многом зависит от размера сенсора. Сенсоры смартфонов очень малы, а в обработке сигнала процессором используются достижения в сфере «зеркалок». Этот прогресс ощущается во все более и боле массовых моделях. Качество фотографии зависит от диагонали поверхности и свойств линзы. iPhone 5 позволяет напечатать снимок 10 на 15 сантиметров, тогда как для полноразмерной «зеркалки» можно сделать печать площадью метр на два. То есть, разница здесь просто огромна.
— Можно ли считать будущим рынка разработку гибридных аппаратов, которые способны делать снимки высокого качества?
— Не все компании находятся в одном положении. У Sony и Canon имеется немалый опыт производства массовых и профессиональных аппаратов, что также относится и к Panasonic с брендом Lumix. Последние несколько лет Nikon приходится наверстывать это отставание. Между различными категориями продукции и сферами рынка происходит сближение. Сейчас даже младшая модель iPod способна снимать видео хорошего качества, хотя и не может сравниться в этом с iPhone 5. iPod и iPad могут вести съемку в формате 1080р. После предстоящего осеннего обновления линейки, у нас появятся устройства, которые будут снимать видео в 1080р и, вероятно, получат сенсор iPhone 5, если в iPhone 5S будет использоваться новый. Все фотоаппараты сейчас как минимум в состоянии отправить полученные снимки по Wi-Fi, что до недавнего времени было уделом iPad и iPhone. Как бы то ни было, сложно представить себе некое устройство, которому было бы по силам делать все на том же уровне, что и профессиональному аппарату. Кроме того, в настоящее время наблюдается качественный скачок, который приведет к появлению камер Sony и Canon в формате 4k. В любом случае, смартфоны еще долго не смогут предложить ничего подобного, тем более что первые профессиональные фотоаппараты для формата 4k только появились на рынке.
Жиль Дунес, директор редакции сайта MacPlus.net.