50-летняя годовщина августовского Марша на Вашингтон 1963 года – это момент, когда нам всем стоит задуматься о том, насколько мы смогли приблизиться к мечте Мартина Лютера Кинга о нации, в которой людей будут судить не по цвету их кожи, а по содержанию их души. В ходе опроса общественного мнения, проведенного совместно Wall Street Journal и NBC News, выяснилось, что шесть из 10 белых американцев считают, что Америка реализовала мечту преподобного Кинга. Однако чернокожие американцы думают иначе: только один из пяти сказал, что эта цель достигнута.
Тем не менее, отношение людей к расе изменилось чрезвычайно сильно. «Сегодня неприлично быть расистом. А в 1963 году это было абсолютно приемлемо»,- говорит Элеонор Нортон (Eleanor Holmes Norton), одна из организаторов Марша на Вашингтон, которая в настоящее время является представителем округа Колумбия в Конгрессе.
По всем экономическим показателям афроамериканцы сегодня живут гораздо лучше, чем их предыдущие поколения.
Люди склонны быстро забывать плохое, тем не менее, стоит вспомнить несколько фактов, свидетельствующих о том, что за последние 50 лет ситуация коренным образом изменилась.
В 1966 году 42% афроамериканцев жили в бедности, тогда как в 2011 году таких людей было всего 28%.
По данным Бюро переписи США, сегодня доход среднестатистической афроамериканской семьи на 80% выше дохода таких семей в 1963 году (с учетом инфляции).
Кроме того, число чернокожих в верхних слоях американского общества также значительно выросло. С 1963 года численность афроамериканцев, живущих в США, удвоилась, а число афроамериканцев, имеющих степень бакалавра, выросло в 14 раз. Еще в 2000 году в тюрьмах США было больше чернокожих мужчин, чем в колледжах. Теперь же ситуация стала противоположной.
В середине 1960-х годов только 6% чернокожих семей имели годовой доход выше 75 тысяч долларов в пересчете на современные деньги. Сегодня таких семей уже 18%, а 10% афроамериканских семей имеют доход больше 100 тысяч долларов.
Между тем, хотя разрыв между белыми и черными во многих отношениях сократился, он все еще остается достаточно большим.
В 1963 году доход типичной чернокожей семьи составлял примерно 58% дохода типичной белой семьи. Согласно последним данным, сейчас эта цифра достигла 66%. По данным Федерального резерва США, чистый капитал среднестатистической белой семьи превышает чистый капитал среднестатистической чернокожей семьи более чем в шесть раз – такого не было даже в 1960-х годах.
Кроме того, на рынке рабочей силы белые американцы достигают более значительных успехов по сравнению с чернокожими. «Во многих отношениях, - говорит Маргарет Симмс (Margaret Simms) из Городского научно-исследовательского института, - сохраняющийся расовый разрыв в сфере занятости – это абсолютная загадка, если принять во внимание оптимизм, возникший после Марша на Вашингтон, а также массу изменений в законодательстве, введенных после 1963 года».
Уровни безработицы постоянно колеблются в зависимости от экономической ситуации в стране, однако уровни безработицы среди чернокожего населения всегда были в два раза выше, чем среди белого населения. Чернокожие дети, появившиеся на свет в бедных семьях, имеют меньше шансов в будущем подняться по социальной лестнице, чем белые дети.
В 1965 году Дэниэл Мойнихэн (Daniel Patrick Moynihan) выступил со своим знаменитым предостережением: «клубок патологий» чернокожих семей помешает их прогрессу.
«Пересмотр выводов доклада Мойнихэна» («The Moynihan Report Revisited»), подготовленный Городским институтом, задокументировал процесс разрушения нуклеарной семьи, произошедший с 1965 года. Сейчас почти три четверти чернокожих детей рождаются у незамужних матерей, тогда как в начале 1960-х годов таких детей была всего четверть. Более половины чернокожих детей воспитываются в семьях без своих биологических отцов. Только четверть чернокожих женщин старше 18 лет замужем и постоянно проживают со своим супругом – в 1960-х годах таких женщин было в два раза больше.
Эти тенденции коснулись и белых семей. В действительности, данные по белым семьям выглядят примерно так же, как и данные по чернокожим семьям, которые 50 лет назад так беспокоили г-на Мойнихэна: 30% детей рождаются у незамужних женщин, 20% детей не живут со своими родными отцами, и только половина женщин в возрасте старше 18 лет замужем и проживают со своими супругами.