Возможно, с первого дня появления на свет человечество живет с надеждой на лучшую общественную жизнь. «Почему бы нашей жизни не стать краше?» — самый древний и чаще всего остающийся без ответа вопрос. Смежные сферы деятельности таких учебных дисциплин, как философия, социология, психология, литература, включают темы человека и жизни. Кто есть человек? Что такое мораль? Как мы должны прожить нашу жизнь? Если есть благородные чувства, подобно терпимости, состраданию, то почему мы не можем искоренить зависть, гнев и насилие? Действительно, любое решение этих непростых задач будет неполноценным. Тем не менее, разве это умаляет значение поисков ответов на вопросы о том, что значит быть человеком и что необходимо для более достойной и счастливой жизни?
Эта статья нацелена на рассмотрение таких понятий, как любовь, ненависть, терпимость, конфликт, согласие, автократия, демократия, с оптимистичной и пессимистичной точек зрения, в контексте вероятных общественных систем. Иными словами, она может быть интересна тем, кто желает в очередной раз поразмышлять над общественной жизнью и миром, в котором мы живем. С этой целью представляется целесообразным обратиться к идеям Лейбница, известного в истории философской мысли своими оптимистичными взглядами, и Шопенгауэра, одного из основоположников пессимизма.
Согласно Лейбницу, каждое существо (монада) уникально и бесподобно, жизнь как великий подарок для человечества — почетная и величественная миссия. Мир, в котором мы живем, — лучший из всех возможных миров, так как он отражение бесконечной любви и терпимости Бога по отношению к человеку. По мнению этого философа, то, что поистине является важным в религии и этике, — это разум и любовь. Следовательно, пока каждый человек желает окружающим добра и относится к ним с состраданием, любовь приумножается. В какой мере свет разума освещает душу — настолько прекрасна жизнь. Так как уважаемый человек знает, что такое любовь, он высоконравственен и мудр.
Читайте также: 10 простых способов стать счастливее
Вина человека
В то же время с точки зрения Шопенгауэра этот мир не только наихудший из всех возможных, но и лучшего мира никогда не существовало. Жизнь и существование — тяжелейшее наказание для человечества. Жизнь — не что иное, как разочарование и обман. То есть, по мнению философа, который считал собаку единственно верным другом человека, главная вина человечества — рождение. И создателя столь плохого мира не может быть. Если бы Бог действительно существовал, говорит Шопенгауэр, он бы избавил мир от зла и хаоса.
Вспомним два несравненных произведения, которые, на наш взгляд, наилучшим образом иллюстрируют похожие взгляды. Одно, как становится понятно из названия, является монументальным образцом позитивизма — «Вести ниоткуда», другое — под названием «1984» — окрашено настолько негативно, что этому мог бы позавидовать сам Шопенгауэр. Одно посвящено просвещенной, прекрасной, мудрой, почетной стороне человека, второе — его полная противоположность.
Замысел шедевральной работы Уильяма Морриса «Вести ниоткуда» необыкновенно прекрасен. В один из дней после споров об идеальном обществе будущего герой романа — «рассказчик» — возвращается в свой убогий дом на берегу реки и погружается в сон. Весь роман повествует о грезе, которую он видит во сне. В мире грез живут добродушные, светлые и искренние люди. Так как нет богатых, то нет и бедности. У всех есть все необходимое для жизни, поэтому в этом мире нет замков на дверях домов. Людям мира грез, не знающим денег, не знакома торговля. Нет, полиции, судов, тюрем. Никто никому не причиняет зла. Люди этого мира считают, что политика — искусство заставлять невинных людей платить по счетам за роскошную жизнь и эгоистичные устремления немногочисленных, но амбициозных, кругов. Предполагается, что усилия по принуждению и угнетению народа приведут к конфликтам и общественному расколу, поэтому в мире грез нет ни политики, ни власти. Действительно, каждый индивид живет в равных условиях и испытывает к окружающим практически родственные чувства. В связи с тем, что в этом мире не может быть зависти, гнева и ненависти, здесь нет авторитетов, которые считают себя умнее остальных. Таким образом, в этом мире нет ни системы частной собственности, ни единственно верных доктрин и идеологических школ, ни информации или слов, указывающих обществу определенный курс. Если закон любви вступает в свои права, нет места повелениям, господству, влиянию. Самое прекрасное — здесь нет лжи. Люди убеждены, ложь — это источник всех зол.
Также по теме: Оптимизм - это недостаток информации
Однако, понимая, что даже для мечты все это слишком прекрасно, Моррис будит своего героя. Таким образом, он преподает нам урок, наводя на мысль о том, что все описанное — вымысел, и вызывая у каждого из нас вопрос: «Почему этот мир не может быть лучше?» И, даже если нам не суждено увидеть такой сон, мы фантазируем и понимаем, что, если наши мечты умрут, человечеству тоже придет конец.
«Железная пята»
Когда Джордж Оруэлл в романе «1984» поднимает проблему неограниченной власти и желания приобрести влияние, автор настолько пессимистичен, что эту историю можно отнести к леденящим кровь повествованиям. В произведении 1949 года говорится о том, как в будущем под воздействием технологического прогресса общественная жизнь превращается в варварство примитивной эпохи. Вместо грез и мечтаний, человечество поджидает горестный мир, который полон кошмаров и тягот. Растоптана честь обедневших и порабощенных людей. Миром правят лицемерие, ложь и клевета. Самыми опасными идеями считаются такие ценности, как свобода, равенство, любовь, толерантность. Государством управляет единственная партия, обладающая неограниченной силой и доминирующая во всех сферах жизни общества. Правящая партия желает только власти и могущества, при этом, естественно, счастье народа ее не интересует. Во главе партии находится «большой брат» (big brother), лицо которого ежедневно мелькает на экранах телевизоров, его голос непрерывно раздается на волнах радиостанций. Он якобы предлагает народу «любовь, уважение, безопасность». Как и у членов партии, главная функция народа — выражение восхищения в его адрес. Любой успех воспринимается в привязке к правящей партии, и для его достижения все средства хороши, лишь бы они служили одной только функции — доносить на противников партии, даже если это ваши родители.
Власть использует два способа контроля над обществом. Один из них — новая интерпретация истории и событий прошлого, для чего в государственном аппарате подобран соответствующий кадровый состав. Во-вторых, средством двусторонней и нагруженной противоречивыми смыслами «коммуникации» становится язык. Существует министерство любви, где людей регулярно подвергают пыткам. Функция министерства правды состоит в том, чтобы вводить народ в заблуждение, а министерству изобилия поручено отравлять обществу жизнь. Дважды два равно «столько», сколько и когда как пожелает партия. Партия знает «вредных» людей и не воздерживается от того, чтобы при необходимости давить их словно зубную пасту. Единственная цель партии — контролируя мысли, остановить личностное развитие и поработить человека. Таким образом, быть счастливым, искать истину и быть на стороне правды — это преступление в таком мире.
Читайте также: Самоконтроль делает счастливее
Так, формы бытия человечества могут пойти по наклонной от оптимизма Морриса к пессимизму Оруэлла, то есть скатиться с невероятных высот в глубочайшую пропасть. Народная мудрость гласит: «Пусть господь даст тебе вдвое больше того, что ты желаешь мне». Мы можем только пожелать, чтобы все жили в мире грез Морриса, в противном случае — нам придется умножить надвое пессимизм Оруэлла.
Закон братства
Можно утверждать, что Лейбниц, Шопенгауэр, Оруэлл, Моррис — иностранцы, и их теории не применимы к турецкому обществу, но те, кто так полагают, несправедливы, по крайней мере, к двум людям. Давайте вернемся к нашей культуре. Юнус Эмре пишет: «Подойдите, будем знакомы. Это ведь так просто. Давайте любить и быть любимыми. Мир будет только для нас». Также ему принадлежат строки: «Насколько ты уважаешь себя, так же уважай и другого». Быть человеком — значит желать для всех наших людей-братьев все то прекрасное, что мы желаем для себя.
Таким образом, для читателей, интересующихся мнением автора, хотелось бы отметить следующее: я лично верю, что сердца всех наших людей — работающих, производящих, думающих, управляющих или управляемых — наполнены любовью. А чтобы преодолеть проблему тщеславия, эгоизма и высокомерия, нам необходимо как можно больше знаний, друзей и доверия. В этой связи мы должны быть единым сердцем, разделяя радости и печали друг друга. Закончим высказыванием Юнуса: «Для тех, кто поистине любит закон, весь мир — брат».
Как вы считаете, разве нам не следует стремиться к тому, чтобы жить в соответствии с таким законом братства?
Айхан Айдын — глава отделения педагогических наук Университета Эскишехир Османгази, автор 9 книг и более 60 статей, опубликованных в турецких и международных научных журналах.