Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Дружеское изнасилование

Россия сама заставляет Украину стать ассоциированным государством-партнером ЕС

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия ведет себя, как жених, который начал насиловать невесту до ее согласия на брак. Так украинские политики и политические наблюдатели характеризуют начатую Москвой торговую войну против их государства с тем, чтобы вынудить отказаться от сближения с Европейским союзом и вместо этого направиться в объятия создаваемого Россией Евразийского союза.

Россия ведет себя, как жених, который начал насиловать невесту до ее согласия на брак. Так украинские политики и политические наблюдатели характеризуют начатую Москвой торговую войну против их государства с тем, чтобы вынудить отказаться от сближения с Европейским союзом и вместо этого направиться в объятия создаваемого Россией Евразийского союза.
 
В конце июля Россия ввела масштабные ограничения на импорт украинских товаров. Сейчас они относятся ко «всем без исключения украинским экспортерам», «речь идет о полной приостановке экспорта», заявила 14 августа Украинская федерация работодателей.
 
Правительство России вначале утверждало, что оно не принимало никаких решений по импорту украинских товаров, и все происходящее на границе является только решением таможенников. Правда, другие политики в Москве подчеркивали, что бюрократические сложности с украинскими изделиями на российской таможне возникли потому, что Украина не член созданного Россией Таможенного союза.
 
А 21 августа советник президента России Владимира Путина Сергей Глазьев высказался уже совсем недвусмысленно: нынешний «временный режим администрирования», который введен на границе, станет постоянным «в том случае, если Украина подпишет соглашение об ассоциации с Европейским союзом».
 
«Принуждение к браку при помощи изнасилования», - так охарактеризовал тактику России депутат парламента Украины Анатолий Гриценко. Он констатировал: «Близорукая политика, которая далека от стратегического партнерства и от партнерства вообще». И Гриценко, и другие на Украине подчеркивают, что таким поведением Россия сама заставляет Украину стать ассоциированным государством-партнером ЕС.
 
Бензопирен Кремля
 
Торговую войну Кремль начал 29 июля. Днем ранее президент Путин во время визита на Украину жестко посоветовал президенту Украины Виктору Януковичу не подписывать в ноябре договор с ЕС, что планирует сделать Киев, и вместо этого присоединиться к «русскому региональному торговому блоку» - Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана.
 
Янукович отговорился фразами о «стратегическом партнерстве» с Россией,
но остался при своем – приоритетом Украины является Европейский союз. Как только правитель вернулся в Москву, российская санитарная служба нашла бензопирен в произведенном на Украине шоколаде и запретила его импорт. Последовали решения таможни об усилении контроля другой украинской продукции.
 
Почти во всех комментариях о нынешних санкциях России украинцы упоминают сходство с опытом стран Балтии и Грузии. Как не помнить, к примеру, длившуюся два года печально известную «шпротную войну» - решение России в 2006 году приостановить ввоз произведенных в Латвии рыбных консервов, потому что в них внезапно обнаружилось слишком много бензопирена.
 
Россия регулярно использовала главным образом необъявленные экономические санкции для оказания политического давления на соседние страны. А иногда, как, к примеру, в 2003 году, когда Латвия готовилась присоединиться к Европейскому союзу, вопрос экономических санкций оказывался даже в повестке дня законодателей. Тогда ввести санкции против «нарушителя прав человека» Латвии предлагал комитет Госдумы по международным делам.
 
Однако объявленными и необъявленными торговыми ограничениями Москва, по меньшей мере, в случае стран Балтии всегда добивалась прямо противоположного желаемому – все более решительной переориентации экономики прочь от России. Производители нашли новые экспортные рынки и в странах бывшего СССР, и – в основном – в Европе. Даже рыбопереработчики не обанкротились, хотя в начале «шпротной воны» были вынуждены резко сократить производство и время от времени панически предупреждали, что всему рыбному хозяйству Латвии скоро настанет конец. (И закрытие российского рынка для производителей грузинских вин и минеральной воды в 2006 году лишь заставило их улучшить качество продукции и переориентироваться на другие рынки).
 
Зато после каждого из очередных мероприятий по ограничению российского рынка или угроз осуществить их в Латвии все больше затихал столь громкий в 90-е годы восторг по поводу «безграничного российского рынка» как основы экономического процветания нашей страны. Аналогичные результаты теперь могут быть и у торговой войны России с Украиной.
 
Маленький пряник, большой кнут
 
После победы на президентских выборах на Украине в 2010 году поддерживаемый Кремлем Янукович взял курс на резкое улучшение отношений с Россией. Но одновременно он продолжал развивать отношения с Западом, которые интенсивно налаживал прежний президент Виктор Ющенко. Отношения Киева с Брюсселем по-прежнему омрачает содержание в тюрьме бывшего премьер-министра Юлии Тимошенко, а также ряд других политических и экономических осложнений. Тем не менее, Украина, похоже, полна решимости до запланированного на ноябрь в Вильнюсе саммита государств-партнеров ЕС сделать все необходимое, чтобы можно было подписать Договор об ассоциации с ЕС.
 
Правда, Украина экономически намного теснее и намного в большем объеме связана с Россией, чем Латвия даже десять лет назад при вступлении в ЕС. (Уже в то время более 60% товарооборота Латвии приходилось на европейские страны). Потери украинских экспортеров от введенных Россией ограничений до конца года могут достичь 2,5 миллиарда долларов США, предупреждает украинская организация работодателей.
 
Но, во-первых, это приведет также к убыткам для импортеров и потребителей украинской продукции в России. Во-вторых, это будет означать также стратегически-политическое поражение для Кремля. Даже промосковские силы на Украине теперь опасаются, что Россия рискует лишиться поддержки до сих пор благожелательно настроенной к ней части украинского общества.
 
«Это конец пророссийской ориентации на Украине, это финал. Россия провоцирует и толкает Украину в объятия Европейского союза», - констатировал политический эксперт Станислав Федорчук. К тому же, Москва и другим показывает, что так произойдет с любым «братским государством», которое не слушается диктата Кремля.
 
Парадоксально, но именно этот конфликт показал, что у Москвы на самом деле нет выбора в поведении. «Пряник» экономических и политических благ, который Россия может предложить даже важнейшей в политическом и экономическом смысле соседней стране, слишком мал и непривлекателен, и остается в очередной раз пустить в дело кнут. И с его помощью заставить Киев, у которого есть выбор, отказаться от возможного продвижения сразу по двум направлениям – и на Восток, и на Запад.
 
Украинцы сейчас ищут совета балтийцев по поводу отношений с начавшей торговую войну Россией. Происходящее должно стать предупреждением для тех в Латвии, кто до сих пор мечтает о «широких возможностях» в России и радуется быстро растущему торговому обороту с управляемым Путиным государством. Чем больше зависимость от восточных «пряников», тем тяжелее рано или поздно окажется кнут Кремля.

Перевод: Лариса Дереча.