Летом мы с моим коллегой Мэттом Иглесиасом (Matt Yglesias) выпустили серию из десяти статей. Идея была слегка безумной: что было бы, если бы Apple и Google начали настоящую открытую войну? Мы здорово повеселились, представляя себе развитие конфликта.
Первые этапы противостояния двух IT-гигантов выглядели относительно реалистичными. Apple решает, что Google больше не будет поисковиком по умолчанию на ее мобильных устройствах. Google удаляет все упоминания об Apple в результатах поисковых запросов и т.д.
Последние хроники придуманного конфликта приобрели гротескные формы: Apple устраивает нападение на дата-центры Google, Google начинает хакерскую атаку на производственные мощности Apple с помощью вируса... В свое оправдание должен сказать, что это были развлекательные летние статьи!
Холодная война
На самом деле нужно признать, что сама мысль о войне (в любой ее форме) между Apple и Google просто смешна: обе компании достаточно умны и осознают, что нуждаются друг в друге (хотя никогда открыто этого не признают). Без Google Apple была бы не столь успешной, а ее продукция не такой полезной. А поисковый гигант Google в свою очередь не обладал бы такими прочными позициями без влияния Apple.
В сфере высоких технологий прочно утвердилось такое суждение: Google и Apple (а также Amazon и Facebook) всегда друг с другом на ножах. Весной 2011 года президент Google Эрик Шмидт (Eric Schmidt) назвал их «бандой четырех» этого сектора.
Читайте также: Google - от «не делай зла» к империи зла?
Несколько месяцев спустя одна из моих статей оказалась на обложке журнала Fast Company: там я написал, что эти четыре компании представляют собой важнейшие предприятия в мире. «Скоро они начнут войну», — написал я. Тем самым я хотел подчеркнуть их набирающее обороты соперничество.
В прошлом сфера деятельности этих компаний была по большей части четко определена. Apple продавала электронику. В Google предлагали поисковые услуги. Facebook был социальной сетью. Amazon представлял собой интернет-магазин. Но теперь все изменилось. Эти фирмы хотят не просто быть крупнейшими предприятиями в сфере высоких технологий, а занять первое место во всех секторах. (Сейчас я пишу книгу об этой борьбе за трон).
Большое представление
Тем не менее, мне кажется, что мы слишком сильно заостряем внимание на этом соперничестве и почти не задумываемся о сотрудничестве (пусть иногда и неохотном), которое объединяет эти компании. Так, например, выход какого-либо устройства на iOS или Android не представляет особенного интереса сам по себе, однако если поставить его в контекст войны Apple и Google, ваша статья станет куда увлекательнее.
Может ли Facebook создать такую рекламную схему в сети, которой было бы по силам соперничать Google? В состоянии ли Google предложить жизнеспособную альтернативу Amazon Prime? Смогут ли когда-нибудь сетевые сервисы Apple соперничать с Google? Журналисты никак не могут пройти мимо этих вопросов.
Также по теме: Однополые браки хорошо отразятся на бизнесе, считают Apple, Google и Facebook
И эти истории соперничества, доставляют немалое удовольствием вам, дорогие читатели. Каждый раз, как я хвалю предложение Google и критикую продукцию Apple (или наоборот), огромное множество людей спрашивают меня, не завербовали ли меня в той или иной компании.
Однако правда в том, что этим компаниям не нужно никого вербовать, потому что все они извлекают выгоду из присутствия остальных. И мы с вами заинтересованы в том, чтобы они продолжили это сосуществование. Почему? Для ответа на этот вопрос давайте рассмотрим их одну за другой.
На iPhone и iPad приходится большая часть оборота Apple. Представьте себе, что эти устройства оказались бы без сервисов Google. Во-первых, карты, мягко говоря, будут не самыми лучшими. Сначала на iPhone вообще не было приложений для навигации. Поговаривают, что Стив Джобс (Steve Jobs) подумал об этом в последнюю минуту, что вынудило его компанию в срочном порядке подписать соглашение с Google об использовании его сервиса в первом iPhone. На что походил бы iPhone без приложения Google Maps? Разумеется, он не стал бы совсем уж бесполезным, однако это чудо технологической мысли потеряло бы частичку своего волшебства.
Представим себе, что iPhone был бы лишен Google search, Gmail и Youtube. В таком случае Apple бы встала перед выбором: обратиться к поставщикам аналогичных услуг второго эшелона (например, Yahoo) или же разрабатывать их самостоятельно. Как мы могли сами убедиться чуть позже (когда в Apple в конечном итоге решили заменить Google Maps собственным приложением), «яблочной компании» все же лучше использовать сервисы Google, а не копировать его программы.
Объективные союзники
Со многих точек зрения Facebook и Amazon также оказали благотворное воздействие (пусть и в меньших масштабах) на Apple. Facebook является самым популярным из всех мобильных приложений: на фирму Марка Цукерберга (Mark Zuckerberg) приходится примерно пятая часть всего времени, что мы проводим перед экранами наших устройств. Таким образом, если одержимость Facebook толкает некоторых людей на покупку iPhone и iPad, то Apple однозначно заинтересована в добром здравии этой социальной сети.
Читайте также: Российский Amazon продолжает расширяться
Facebook в свою очередь пользуется задействованной во многих приложениях на iOS системой упрощенной регистрации, тогда как облачные хранилища Аmazon стали залогом развития множества стартапов из App Store от Apple. И добился ли бы Instagram таких головокружительных успехов без Facebook и Amazon? Может быть, и так, но его развитие, безусловно, было бы на порядок медленнее. Кроме того, для многих пользователей iPhone стал бы куда менее полезным устройством, если бы на нем не было Instagram (как, впрочем, и других обязательных в настоящее время приложений).
Перейдем к Google. Поисковый гигант получает все свои доходы от рекламы, а мобильная реклама в настоящий момент демонстрирует наиболее высокие темпы роста среди всех секторов. Статистика говорит о том, что владельцы iPhone и iPad проводят в сети куда больше времени, чем пользователи Android. Таким образом, значительная (а может быть и большая часть) рекламных доходов Google поступает от продукции Apple. Если бы «яблочная компания» исчезла, это бы не замедлило отразиться на обороте Google.
Отношения Google-Facebook выглядят несколько сложнее, потому что обе компании оспаривают друг у друга одних и тех же клиентов: рекламодателей. Рынок рекламы относительно стабилен (его ежегодный прирост составляет менее 10%), в связи с чем можно было бы предположить, что Google и Facebook на руку исчезновение друг друга.
Причем для Google выгода была бы даже более ощутима: в мире без Facebook его сотрудники не перебегали бы в стан врага, а рекламные расценки были бы заметно выше. При всем этом, думаю, что изменив концепцию нашей частной жизни, Facebook оказал немалую услугу Google. Благодаря Facebook в выставлении напоказ личной информации в сети больше нет ничего необычного, более того, такое поведение стало считаться практически нормой. Для Google эти сведения поистине драгоценны, и если бы Facebook не оказал на общество такое влияние, Google не смог бы разрабатывать эту золотую жилу.
Также по теме: Успех Google вернул Apple с небес на землю
Все четверо специализируются в своих областях
Недавно крупнейшая в мире социальная сеть рассказала о количестве активных пользователей, которые подключаются к своему аккаунту с мобильных устройств: 819 миллионов в месяц. Если бы Apple не дала толчок мобильной революции, а Google не демократизировал рынок смартфонов (сегодня существует огромный выбор устройств за небольшие деньги), многие пользователи Facebook не имели бы возможности выйти в сеть и следовательно не были бы пользователями.
В начале года Facebook запустил приложение Home, домашний экран для Android смартфонов, который должен был превратить их в Facebook-фоны. Вот вам прекрасный пример паразитического поведения: Google создал операционную систему, а Facebook пытается повернуть ее так, чтобы использовать в собственных интересах.
Amazon поступает точно так же, устанавливая на своих планшетах Kindle Fire модифицированную версию Android. Вывод: без Google не было бы Android, а без Android не было бы устройств Amazon по чрезвычайно привлекательным ценам. Кроме того, значительная часть поисковых результатов в Google ведут на сайт крупнейшего интеренет-магазина, обеспечивая ему новых посетителей. Устройства Kindle и приложения с iOS в свою очередь питают облачные сервисы Amazon.
Все эти примеры говорят о прочных связях между четырьмя предприятиями. И ведь еще даже не говорил о том, как их развитие косвенно помогает другим. Известно ли вам, что расцвет аппаратов на Android повлек за собой увеличение производства компонентов мобильных телефонов?
Читайте также: Миллиард пользователей и будущее Facebook
Эта тенденция вызвала снижение себестоимости производства, что так же играет и на руку Apple. Кроме того, нужно упомянуть о качестве связи. Последние годы операторы мобильной связи уделяют большое внимание развитию инфраструктуры, что позволяет им предлагать большую скорость за меньшие деньги. Зачем? Чтобы соответствовать ожиданиям новых модных смартфонов или, иначе говоря, приспособиться к устройствам, которые разрабатывает Apple и (пусть и не напрямую) Google. Как бы то ни было, расширение канала сыграло на руку всем: быстрое мобильное соединение означает больше времени в Facebook и больше покупок на Amazon.
Знаю, знаю... Воображать себе смертельную борьбу куда интереснее. Однако такое восприятие ситуации не соответствует действительности, в которой эти соперники на самом деле скорее «заклятые друзья». Ведь у них по сути нет выбора. Как бы ловки они ни были, ни один из них не может самостоятельно удовлетворить все потребности потребителей: программы, устройства, облачные хранилища данных, интернет-магазины, социальные сети, мультимедиа и т.д.
Таким образом, соперники вынуждены специализироваться на чем-то конкретном, а мы можем взять лучшее от каждого из них. Их союз чем-то напоминает сыр и вино: они вкусны по отдельности, но вместе становятся еще лучше.