Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Дети бума эмиграции: растет поколение брошенных

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
О масштабах эмиграции в Литве бьют тревогу все государственные учреждения. К ним присоединились и психологи, работающие с детьми эмигрантов. Не видя другого выхода, они решаются оставить своих детей дальним родственникам и даже соседям. Последние не всегда выполняют свои обязательства, и ребенок оказывается в доме опеки.

О масштабах эмиграции в Литве бьют тревогу все государственные учреждения. К ним присоединились и психологи, работающие с детьми эмигрантов.

Не видя другого выхода, они решаются оставить своих детей дальним родственникам и даже соседям. Последние не всегда выполняют свои обязательства, и ребенок оказывается в доме опеки. Специалисты сталкиваются с самыми неожиданными ситуациями.

О чем люди не думают при эмиграции

По словам психолога Центра помощи детям, руководителя программы Big Brothers Big Sisters Инги Норкуте-Муецк, Литва – в числе стран, которые больше всего затронула эмиграция, поэтому много семей вынуждены жить раздельно, они распадаются или испытывают психологические трудности. Особенно это относится к детям. Взрослые принимают решение уехать рационально, они видят цель, у них есть ожидания, что они заработают деньги, улучшат финансовое положение, и семье будет лучше. Ребенок не может видеть все так рационально, и испытывает эмоциональный кризис, ему приходится приспосабливаться к изменившимся обстоятельствам.

«Самое печальное – когда уезжают оба родителя, а ребенок остается с родственниками – дедушками и бабушками, дядями, тетями. У детей в возрасте 7-14 лет не достаточно психологических ресурсов, чтобы они могли справиться с кризисом.

У детей, которых приводят к нам, обычно уже есть симптомы, связанные с этим кризисом: плохое настроение, беспокойство, неумение сосредоточиться, раздражительность, агрессивное поведение, нарушения сна. Возможно, что ребенок слишком много времени проводит у компьютера или связывается с плохими компаниями, начинает хуже учиться. Такое поведение обычно появляется после сильного стресса, связанного с изменением условий жизни», – рассказала психолог.

«Люди эмигрируют, потому что стремятся к более качественной жизни. Тогда приоритетом становится финансовая база, а о том, что ребенок испытает стресс или кризис, многие не думают или не придают значения. Родители, которые приходят в наш центр, действительно любят своих детей, заботятся о них, и хотят помочь», – сказала она.

Вернувшиеся из эмиграции дети не говорят по-литовски

Психологу пришлось столкнуться и с такими случаями, когда ребенок попадает в дом опеки, так как опекун, которому родители доверили ребенка, не очень хорошо о нем заботится.

«Бывает, что родители оставляют ребенка совсем чужим людям, а они не всегда выполняют обязательства. Другие люди видят, что о ребенке не заботятся, и он попадает в дом опеки. Есть и другие случаи, когда родители забирают ребенка с собой.

Например, такой случай, когда семья уезжает на заработки вместе с маленьким ребенком. Через несколько лет, когда ребенку пора идти в школу, они возвращаются, но оказывается, что ребенок плохо говорит по-литовски, так как семья смешанная. Ребенок не понимает, что говорят, не знает литовские буквы. Он чувствует себя одиноким, скучает по бывшим друзьям и окружению, ведь его дом был там, за границей», – сказала собеседница.

Программа Big Brothers Big Sisters предоставляет возможность детям в трудный период получить другой пример взрослого человека. Такими старшими друзьями могут стать добровольцы с 18 лет. Они отбираются очень тщательно. «Верхней возрастной границы нет, у нас есть добровольцы, которым 56 лет, 43 года, но самый популярный возраст – 25-30 лет. Каждый ребенок встречается с добровольцем 1 год, раз в неделю. Обычно в программе участвуют 70-100 добровольцев. Примерно треть – мужчины, нам их очень не хватает. По требованиям программы, другом девочки должна стать женщина, а мальчика – мужчина.

Родители всегда включаются в программу, знакомятся с добровольцем, обязаны соблюдать определенные правила», – сказала руководитель программы.

Чтобы содержать себя и дочь, женщина устроилась на работу на корабле

Собеседнице приходилось сталкиваться с разными ситуациями, и несколько семей согласились анонимно поделиться своим опытом. Женщина, которая воспитывала дочь одна, решилась оставить ее на попечение бабушки и дедушки, а сама устроилась на круизное судно. Мама иногда звонит девочке, пытается развлечь ее рассказами об экзотических странах, но не может ответить, когда вернется жить в Литву, так как не чувствует, что может зарабатывать достаточно, чтобы содержать себя и дочь, а также больных родителей. А девочка грустит, она чувствует себя одинокой.

Попав в программу, девочка получила подругу – молодую женщину, у которой есть семья, но есть и время для добровольной работы. Она встречается с девочкой, ходит с ней гулять, разговаривает. Они вместе занимаются рукоделием – сделали подарок для мамы.

У другой девочки есть две семьи. Ее мама работает продавцом, поэтому часто долго работает вечерами, а по утрам спит, когда дочь уходит в школу. Отец уже много лет живет за границей, у него там новая семья. Когда отец приезжает в Литву навестить девочку, они прекрасно проводят время. Но это бывает раз в год. А когда девочка узнала, что у нее есть сестра, никак не могла понять, почему та может жить с отцом, а она – нет.

Мать обратилась в программу, так как чувствует, что девочке не хватает внимания, а сама она не может ей его дать. Доброволец – тоже одинокая молодая женщина, успешно делающая карьеру, но у нее есть потребность опекать ребенка. Мать чувствует себя спокойно, зная, что дочери есть с кем провести время, а девочка стала более смелой, лучше учится, нашла больше друзей.