Стремительный подъем развивающихся стран, растущее влияние Азии в мире - таковы были тенденции в глобальной политике последних лет. Высокие темпы роста, символами которых среди прочего стали поражающие воображение стеклянные небоскребы Шанхая и Стамбула, послужили поводом для этой истории, в которой место нашлось и для старого, доброго Запада. Правда, в роли проигравшего.
Этот исторический процесс «реванша» развивающихся стран нашел свое выражение в акрониме БРИК, который поначалу объединял Бразилию, Россию, Индию и Китай, а после принятия в эту группу из соображений политкорректности Южноафриканаской Республики был преобразован в БРИКС. Наблюдая этот процесс, многие на Западе приуныли, особенно после наступления мирового финансово-экономического кризиса. Последний казался доказательством того, что американцам и европейцам вскоре придется окончательно уступить ведущие позиции новым «звездам» мировой политики и экономики.
Однако рост этот, похоже, остался в прошлом, и это приходится признать даже тем, кто до сих пор был большим поклонником стран БРИКС и ожидал от них все новых и новых политических и экономических подвигов. Им приходится более трезво смотреть на вещи, в том числе на будущее крупнейших развивающихся стран, рост которых более не представляется неудержимым. На первый план выходят финансовые риски, экономические препятствия, социальные противоречия, а также серьезные политические проблемы. Неужели мечтам некоторых о «скачке» Китая и компании на мировую вершину не суждено сбыться? Даже специалисты уже вслух говорят о закате, а то и вовсе о крушении. На Западе же кое-кто не скрывает злорадства по этому поводу.
Китай за последние 30 лет превратился в «мировой сборочный цех». Поднебесная больше всех остальных выиграла от глобализации. В основе ее роста лежал почти исключительно экспорт товаров, которые китайцы производили фактически по заказу Запада. Таким образом, Пекин помог миллионам своих граждан выбраться из безнадежной нищеты. Но оказалось, что у этой модели развития есть определенные границы: рост китайской экономики уже снизился до 7% и, скорее всего, будет снижаться и дальше. По сравнению с Европой, эти показатели по-прежнему остаются внушительными, но не настолько, чтобы снивелировать процессы социальной трансформации.
Что касается Индии, то ей буквально на днях пришлось пережить беспрецедентный обвал национальной валюты по отношению к доллару. Сначала он был воспринят «всего лишь» как реакция на решение Федеральной Резервной Системы (по сути, Центробанка США) отказаться от собственной экспансивной денежной политики последних лет. В эту «воронку» засосало, кстати, и другие развивающиеся страны. Но снижение курса драхмы, кроме того, свидетельствует и о большом недоверии к индийской экономике в целом, как и к ее политике, не способной на серьезные реформы. Это недоверие не может предотвратить даже авианосец, олицетворяющий имбиции Индии как морской державы.
Бразилия же не может профинансировать собственные планы по развитию инфраструктуры, погрязла в коррупции и зачастую не в силах противостоять соблазнам протекционизма. Недавние массовые протесты являются чем угодно, но не добрыми предвестниками скорых Чемпионата мира по футболу и Олимпийских игр.
Что касается России, то она была и остается сырьевой экономикой, зависимой от мировых цен на нефть. Обещания высшего руководства диверсифицировать и модернизировать экономику и всю страну так и остались пустыми обещаниями. Под руководством Путина страна шагает в сторону авторитаризма.
Таким образом, так называемым «основообразующим странам», о которых часто с восхищением говорит немецкий министр иностранных дел, приходится прилагать немалые усилия, чтобы не выбиться из заданного ритма, а то и вовсе чтобы не упасть. Конечно, не стоит рисовать их будущее исключительно в мрачных тонах, особенно с учетом того того, как еще недавно все рисовали это будущее абсолютно безоблачным, стараясь не замечать при этом умопомрачительные недостатки. Развивающиеся страны добились впечатляющего прогресса, а социальные, экономические и экологические препятствия, с которыми они столкнулись в последнее время, не являются непреодолимыми. Но чтобы справиться с ними, правительствам этих стран потребуется приложить много усилий, а также продемонстрировать смелость, решительность и готовность к реформам. А вот с этим как раз у них есть большие проблемы.
Вообще же, с политической точки зрения, ведущие развивающиеся страны, потенциально способные превратиться в сверхдержавы, могут мало чего интересного предложить миру. Россия использует гражданскую войну в Сирии в качестве основы для новой конфронтации с Соединенными Штатами. В плане климатической и торговой политики развивающиеся страны зачастую вставали на сторону саботажников. Когда речь заходила о регулировании международных конфликтов, они с готовностью уступали ведущие роли американцам и европейцам, чтобы впоследствии их же жестко раскритиковать. С собственными политическими инициативами эти страны выступали крайне редко. Их руководители вполне довольствуются собственной риторикой в стиле стран «третьего мира» и держат в уме собственные позиции на вершине национальной власти.
Было совершенно неправильно считать, что взлеты и падения стран бывают вечными. В мире вообще ничто не длится вечно. Социальные волнения тут, повышение пошлин там - и вот, пожалуйста, ситуация в той или иной стране выбивается из привычной колеи. А другие страны в то же время, наоборот, переживают новый расцвет, потому что вдруг обнаружили у себя большие запасы полезных ископаемых.