Устроившись в тенистом уголке возле стены Ленинградского вокзала, Ринат ждет клиентов. 43-летний уроженец Калмыкии заплатил 1800 рублей, чтобы через двадцать часов пути, отделяющих его родную деревню от российской столицы, прибыть на главный вокзал Москвы. В столице он предлагает свои услуги в качестве каменщика, маляра или электрика. «Здесь зарплаты гораздо выше, чем у меня дома», — рассказывает Ринат, нелегально подрабатывающий в столице. Этот мастер на все руки напрасно старается выглядеть уверенным. Ленинградский вокзал, расположенный на северо-востоке Москвы, давно перестал быть пристанищем для гастарбайтеров — нелегальных рабочих, в основном выходцев из Центральной Азии, приезжающих с целью устроиться на любую стройку в городе.
За два года преобразились все три вокзала, расположенных на одной площади. Ярославский вокзал, с которого поезда уходят в направлении городов мистического Золотого кольца, и Казанский вокзал, связывающий Москву со столицей Татарстана и расположенный в зданиях стиля рококо. В 90-е годы окрестности этих трех крупнейших железнодорожных узлов были излюбленным местом уголовников, пьяниц и бродяг. Позже стихийно возникшие палатки, торговавшие продуктами, мобильными телефонами и DVD дисками, были снесены по указу нового мэра Москвы Сергея Собянина. Все нежелательные элементы были раз и навсегда выгнаны. «Теперь мы чувствуем себя гораздо безопаснее», — признает элегантный семидесятилетний старик, идущий под руку с супругой.
Чтобы рассказать о вокзале, с которого поезда отправляются в Санкт-Петербург, нужно обратиться к истории. Старейший московский вокзал был построен в 1849 году по указу Николая II. Строительство вокзала было поручено Константину Тону, русскому архитектору, работающему в итальянском стиле. Среди его работ — Большой Кремлевский Дворец и храм Христа Спасителя. Названный Петербургским в день открытия, вокзал затем был переименован в Николаевский, потом Октябрьский и, наконец, получил свое нынешнее название Ленинградский. На поезде из Санкт-Петербурга в свою резиденцию в Царском Селе ездили члены царской семьи. Во время поездки они наслаждались музыкой и пили шампанское. В московском здании вокзала были обустроены царские покои, в которых царская семья так ни разу и не побывала. Они будут открыты для посещения 2 августа после реставрации, обещает российская железнодорожная компания РЖД. Из стены выступает покрытый пылью бронзовый лик потомка Романовых.
Ленину места нет
На Ленинградском вокзале полным ходом идет стройка. В год вокзал обслуживает почти 17 миллионов пассажиров и «не знает простоев и часов пик», объясняет его директор Константин Фомин. С момента ввода в эксплуатацию в 2009 году Сапсана (скоростного поезда, соединяющего две столицы шесть раз в день) железнодорожный трафик продолжает расти в ущерб авиаперевозкам. Чиновники и туристы спешат на Красную стрелку или Невский экспресс, чтобы погрузиться в старомодную атмосферу и получить незабываемые впечатления. РЖД не собирается останавливаться на достигнутом: в течение пяти лет планируется удвоить пропускную способность Сапсана до 1000 человек против сегодняшних 500. Параллельно будет выделено 5000 квадратных метров для строительства залов ожидания, оснащенных кондиционерами и кассами. А на площади в 3000 квадратных метров будет построен торговый центр. В начале августа планируется заменить обычные кассы на терминалы. Сейчас обсуждаются проекты строительства в 2015 году вертолетной площадки и экспресса, соединяющего вокзал с аэропортом Шереметьево.
У входа в вокзал возводится православная часовня. В историческом холле, где сейчас идут работы, раньше стоял бюст Ленина. Это было удобное место для назначения встреч, а теперь он исчез в неизвестном направлении. Руководство РЖД сочло, что скульптура не представляет никакой исторической ценности.