За 22 года разгромленная Германия быстро поднялась, условия жизни населения улучшились, по уровню цивилизации она достигла лидерства. Ну а мы за 22 года разгромили развитую промышленность, разрушили сельское хозяйство, сделали народ диким и нищим, вынуждены выживать только за счет поступающей извне помощи. Собственными руками завершили дела, которые может сделать только война. Почему так произошло? Оглянемся, попробуем вспомнить.
Мы достигли независимости без головной боли, не борясь за нее, не выходя на баррикады, не став партизанами. Свобода досталась нам даром, мы думали, что являемся свободным, достойным народом и легко построим процветающее будущее Кыргызстана. Вероятно, так думал Акаев, кричавший: «за несколько лет построю вторую Швейцарию». Но жизнь смотрит не на наше простодушие, а на умение разумно мыслить. Экономика Советского Союза осуществлялась на организованной основе, республики не могли выжить без взаимной поддержки. Прервались экономические, производственные связи, заводы и фабрики не работали, народ остался без работы. Оставалось немного до экономической катастрофы в стране. Понадобились кредиты, чтобы как-то выжить. Те кредиты должны были выдаваться на льготных условиях. Подчеркну, за то, что кредиторы обратили на нас внимание, мы принялись от ликования бросать шапки вверх. Начали осыпать нас кредитами. Они приходили главным образом вследствие находчивости Акаева. Он смог дать республике статус островка демократии. Как распределялись те кредиты? Для получения ответа на эти вопросы мы снова упираемся в феномен Акаева.
Высокообразованный, умеющий лучезарно улыбаться Акаев мог бы оставить свое имя в истории как отец народа, основавший кыргызское государство. Да, будь он человеком с благородными намерениями, остался бы вписанным в страницы истории. Он призывал народ быть честным, достойным, но выбрал в качестве своих близких соратников бессовестных, бесчестных людей, обогащал их семьи. В такой маленькой стране, как наша, сплетни распространяются быстро. Наш талантливый народ быстро усвоил уроки Акаева, открыто учившего двуличию, воровству. Говоря: «смотрите рационально на экономику», он начал делать противоположные дела. Приобрел привычку, не начав одну реформу, быстро переходить ко второй. Вследствие этого оборудование заводов, фабрик разворовано, ими овладели единомышленники Акаева, распродали в виде металлолома соседним государствам. Народ нищал, ради выживания стал готов идти на аморальные вещи.
Глядя с высоты сегодняшнего дня на общественную жизнь времен Акаева, а затем времен Бакиева, превратившихся в неприятные варианты акаевской общественной жизни, удивляешься безграничному терпению народа и интеллигенции, а также вопиющей наивности. И Акаев, и Бакиев открыто грабили народ, лгали, народ не считали народом. Было полным-полно людей, угождавших, поклонявшихся, заискивавших перед главами страны, они есть сегодня, будут и завтра. А остальной народ и интеллигенция? Они были под гипнозом или в беспробудном сне? Чтобы понять это, немного отступим назад. В советское время кыргызы вырвались вперед в цивилизационном развитии. Но развивались не одномоментно скопом, такой авангард духовного каравана, какой был под началом Айтматова, потянулся в виде обычаев и традиций до сел.
Эту длинную цепь от авангарда до арьергарда пополнили разделившиеся по образовательному уровню и взглядам на традиции и обычаи. Кстати, необразованные грязные люди всегда прикрывались традициями-обычаями, считали себя хозяевами. Тем не менее среди кыргызов было считанное число опытных специалистов с техническим образованием. В вузах преподавание велось на русском языке. Было мало книг, переведенных на кыргызский язык. Большинство переводилось некачественно. Из-за отсутствия школ по подготовке переводчиков было крайне мало самих переводчиков. Редкие выпускники вузов усовершенствовали свои знания, а большинство выживало от зарплаты до зарплаты. К тому же кыргызы считали, что после окончания вуза наступит райская жизнь. Плохо знавшие русский язык не могли подниматься по карьерной лестнице и считали себя ущербными простолюдинами. Какой кыргыз не любит должностного положения? Но большинство их не любит усовершенствовать знания. Получают кое-какое образование, предоставляемое в вузах, представляют себя достигшими мировой мудрости. Таким образом, мы стали народом с переполненными обидами на независимость, возвеличивающим себя до небес, но не сумевшим подняться выше сомнительного уровня знаний.
Конечно, правда сложна, есть хороший способ у руководителей, желающих отвлечь внимание подданных от своей лжи: они начинают распространять мифы. Мифом советского времени был коммунизм, мифом Гитлера были арийцы. Акаев распространял мифы о великой истории кыргызов, величии эпоса «Манас», невероятно богатом кыргызском языке и сопровождал их самыми разными торжествами, презренный! Кто же не хочет даром наполнить животы дармовой историей и похвалиться перед удивленной планетой? В отличие от других народов планеты кыргызы приобрели облик «сомнамбул», относясь внимательно к колючкам реальной жизни. Воспользовавшиеся этим безмозглые рвались вперед, тащили за собой народ, стремились захватить власть. Они вышли вперед не благодаря собственным талантам, энергии, широте, а с демагогией, политическими лозунгами. Итак, они достигли искомой цели, постарались сохранить общественную атмосферу.
Каждый поэт-акын поэмами «Я - кыргыз!» описывает горные пейзажи, сопровождая одни за другими торжественные юбилеи, праздники, и в Кыргызстане размножились баатыры прошедшей истории.
Но историю нельзя обманывать. Какие только вещи в ней не происходили. Как учит исторический опыт, имеется два пути развития общества: некрофилия (любовь к умершим, регресс), и биофилия (любовь к живым, прогресс). Для некрофилии существует лишь прошедший момент, она заставляет его оживать. Поскольку некрофилы любят только прошлое, в стране проходят торжества, устанавливают памятники, народ подражает героям сказок. Опорой правды является биофилия. Любящие жизнь чувствуют ее процесс, стараются расти во всех сферах. Биофилия не удовлетворяется сказками, пословицами-поговорками, стремится к новым вещам. Она видит не часть, а целое, не сумму, а структуру, хочет воздействовать примером.
Учитывая вышесказанное, можно оценить, куда устремлена наша страна: к прогрессу или регрессу. Народ – это живой организм, его невозможно принудить жить только в одном направлении, поэтому в нашем обществе, несмотря на порывы некрофилов наряду с писаками, есть и биофилы. Наша гражданская обязанность – сохранить растущие, поднимающиеся ростки-прутики. Крайне сложно противостоять возбужденным от глупых патриотических лозунгов. Слепой ура-патриотизм доконал много народов. А такие люди, как мы, встречаются редко, начался процесс рассыпания. Вы думаете, что вернутся на родину полтора миллиона кыргызов, работающих в 48 странах мира? Их связь с родиной не рвется, потому что здесь живут их близкие, родственники. И если мы не изменим атмосферу в обществе, они никогда не вернутся назад. Если твоя родина переполнена отъявленными лжецами, то в битком набитую ворами страну никого невозможно вернуть!
Не нужно придумывать идеологию для начала изменений. Всего-то не надо лгать, воровать, надо уважать народ. Никто не инвестирует в нашу страну правду и ответственность. Никто не сможет научить смотреть прямо в глаза правде. Только в случае воспитания в себе таких качеств мы сможем выкарабкаться из глубокой ямы.
Мы прошли через тысячелетия, сохранили свое имя. Породили уникальную культуру, сохранили ее.
Если только в начале двадцатого столетия мы начали узнавать азы цивилизации, то всего за десяток лет смогли воспитать личности с прославленными на мир именами.
Наверняка не заплутает на исторической дороге народ с такими возможностями. Поэтому в любом случае, даже спотыкаясь и падая в чрезвычайных ситуациях, снова вставая на ноги, мы должны строить свое будущее с помощью сознания и духа.
Никто не построит нам будущее. Это дело сможем сделать только мы сами.