Марк Цукерберг (Mark Zuckerberg) хочет подключить к интернету всех жителей планеты.
На прошлой неделе в попытке достичь этой высокой цели глава Facebook объявил о создании Internet.org, консорциума, который свяжет его компанию с рядом производителей мобильных устройств (Nokia, Samsung, Ericcson), с компанией Opera и производителями сетевых инфраструктур (Qualcomm, MediaTek). В официальном документе этого консорциума говорится, что мир, объединенный интернетом, может более эффективно решать проблему экономического неравенства. Кроме того Цукерберг также отметил, что в будущем даже беднейшие люди планеты должны получить доступ к более дешевым версиям базовых интернет-сервисов.
Реакция общественности оказалась смешанной — как на официальный документ, так и на сопровождавший его видеоролик, в котором был использован отрывок выступления Джона Кеннеди, в котором говорится о том, что возможность связи способствует улучшению отношений между людьми. Издание WIRED воспользовалось возможностью обсудить новый план с самим Цукербергом, с которым наш репортер встретился в Менло-Парке компании. Ниже вы найдете интервью с Марком Цукербергом.
WIRED: Почему, чтобы распространить интернет по всему миру, вы решили создать коалицию?
Марк Цукерберг: Интернет является важной основой в деле улучшения жизни на планете, однако он не может существовать сам по себе. За последние несколько лет мы инвестировали более миллиарда долларов в то, чтобы при помощи интернета соединить людей в развивающихся странах. У нас есть продукт, носящий название Facebook for Every Phone, который позволяет пользоваться нашим сервисом прямо с мобильного телефона. Его уже установили 100 миллионов пользователей. Однако ни одна компания, ни одно правительство в одиночку не способно создать полную инфраструктуру, чтобы этим приложением могли пользоваться все жители планеты. Поэтому нам необходимо сотрудничать с другими компаниями. После того как мы объявили о создании Internet.org, к нам обратились множество правительств и операторов со всего мира, которые готовы с нами сотрудничать. Это должно стать для нас дополнительным стимулом завершить нашу работу в ближайшие три-пять лет.
Читайте также: В Германии интернет признан базовой потребностью человека
— Вы говорите, что возможность связаться с другими людьми — это право любого человека, настолько же важное, как и право самовыражения и другие базовые права. Не могли бы вы рассказать об этом подробнее?
— История 21 века — это история перехода от промышленной экономики, основанной на природных ресурсах, к экономике знаний. Промышленная экономика — это игра, в которой нет победителя. Если вы владеете нефтяным месторождением, я не имею права им пользоваться. Но со знаниями все иначе. Если вы что-то знаете, вы можете поделиться своими знаниями с другими — тогда весь мир станет богаче. Пока этого не случится, в мире будет сохраняться неравенство доходов. Самым богатым 500 миллионам принадлежит больше, чем оставшимся 6 миллиардам жителей планеты. Мы сможем решить эту проблему, подключив всех к интернету и к экономике знаний — для этого мы должны создать глобальный интернет.
— Но в США мы уже имеем экономику знаний, тем не менее, проблема неравенства доходов только усугубляется. Сейчас наше общество кажется более поляризованным, чем прежде.
— Мы не должны забывать о переходном периоде. В этом году я читал лекции в одной местной школе, и у многих учащихся этой школы дома не было интернета. Поэтому нам предстоит проделать огромную работу в США. Не стоит надеяться на то, что все проблемы мгновенно будут решены, как по мановению волшебной палочки. Промышленная революция тоже произошла не за десять лет. Для того чтобы настали перемены, нам нужна прочная основа.
— Разве телефоны не будут дешеветь независимо от того, создадите вы консорциум или нет?
— Даже если смартфоны подешевеют, это вовсе не будет означать, что люди, приобретающие их, смогут позволить себе оплачивать доступ в интернет. К примеру, в США использование iPhone в течение двух лет обходится примерно в 2000 долларов: 500 долларов за сам телефон и 1500 долларов за доступ к данным. То есть информация обходится дороже самого телефона. Таким образом, главная задача заключается в том, чтобы сделать доступ к данным более дешевым, найти способ предоставлять этот доступ бесплатно, а затем выстроить на этой основе новую бизнес модель.
Также по теме: Google - от не делай зла к империи зла?
— Как можно удешевить информацию?
— Мы тратим массу времени на то, чтобы сделать наши приложения более быстрыми и эффективными, но до настоящего момента мы уделяли довольно мало внимания тому, как можно передавать тот же опыт при помощи меньшего количества данных. Просто это не имело значения для большинства пользователей в развитых странах. Однако это имеет огромное значение для оставшихся нескольких миллиардов. В начале 2013 года обычный пользователь скачивал примерно 12 мегабайтов информации на Facebook, и я думаю, что через пару лет мы сможем снизить эти показатели до одного мегабайта в день. Поскольку один мегабайт — это все равно довольно большой объем для большинства жителей планеты, нам нужно попытаться снизить объем скачиваемой информации до половины или даже трети мегабайта.
— Сможете ли вы добиться того, чтобы текстовый контент интернета стал практически бесплатным?
— В официальном документе Internet.org текст занимает менее одной десятой части. Между тем 30-секундный видеоролик может легко потянуть на 50-100 мегабайтов — мы пользуемся теми преимуществами, которые стали возможны благодаря огромным инвестициям в технологии сжатия информации. Тем не менее, в случае с текстом официального документа мы не применяли компрессию. Таким образом, существует масса возможностей производить сжатие базовых сервисов — их гораздо больше, чем в случае с видеороликами.
— Очевидно, операторы связи могут способствовать этому, предоставляя большую скорость передачи информации за меньшие деньги. Пока они не входят в состав вашего консорциума. Как вы думаете, изменится ли ситуация?
Читайте также: Как подключение 7 миллиардов человек к интернету преобразит мир
— Несомненно. Со временем к нам постепенно будут присоединяться операторы и многие другие компании.
— Другие интернет-компании, такие как Google, Amazon и Microsoft пока не вошли в состав вашего консорциума. Вы предлагали им такую возможность? И, как вы полагаете, присоединятся ли они к вам в конечном итоге?
— Многие компании делают массу полезного в этой области. Мы уже беседовали с представителями Google и Microsoft. Думаю, со временем некоторые из этих компаний присоединятся к нам. Те цели, которые я ставлю перед Internet.org, предполагают сотрудничество между компаниями.
— Странно слышать от вас о том, что вы собираетесь вернуться к текстовым моделям, допускающим низкую скорость передачи данных, в то время как Facebook старается двигаться в противоположном направлении, добавляя сервисы, требующие высокой скорости.
— После того как мы поможем всем людям подключиться к интернету и получить базовый доступ к нему, следующей задачей будет найти способы, с помощью которых все смогут получить по-настоящему высокоскоростной доступ в интернет. Мы не будем останавливаться на достигнутом.
— В вашем официальном документе говорится о создании новой бизнес-модели, которая позволит связать всех людей в мире. Можете ли вы привести какой-либо пример?
— Я представляю это следующим образом: в будущем вы сможете поднять трубку телефона, где бы вы ни находились, и, даже если у вас нет разговорного плана, вы будете иметь возможность позвонить 911, чтобы получить базовые услуги. Я думаю, мы сможем создать модель, позволяющую получать бесплатный доступ к множеству сервисов людям, которые не могут себе этого позволить. Сейчас я говорю о таких вещах, как мгновенные сообщения, Wikipedia, поисковики, социальные сети, прогноз погоды и цены на различные товары. Я называю это тональным сигналом интернета. Мы хотим сделать так, чтобы любой человек — даже тот, кто не мог позволить себе скачивать данные в рамках старой модели — мог бы зайти в магазин, купить телефон и получить доступ к этим базовым сервисам.
Также по теме: Вторжение дешевых планшетов
— Кто будет за это платить?
— Самое ценное в социальных сетях, чатах и поисковиках заключается в том, что они являются порталами к гораздо большим объемам контента. Если мы сделаем доступ к ним бесплатным, люди смогут получить и использовать гораздо большее количество данных. В конечном итоге операторы связи получат гораздо более прибыльную модель. Операторы смогут зарабатывать на новых подключениях больше, чем они потратят на предоставление бесплатных услуг.
— Хочет ли Facebook взять на себя роль поставщика онлайн-идентичности для оставшихся нескольких миллиардов людей?
— В большинстве развивающихся стран очень трудно постоянно отслеживать, кем являются ваши клиенты. К примеру, если вы оператор связи в Индии, и кто-то покупает ваши услуги, отправившись в магазин и положив деньги на SIM-карту, то вы не сможете узнать о вашем клиенте практически ничего. Возможность сформировать длительные отношения с этим клиентом может оказаться весьма ценной. Я не стану лукавить и говорить, что мы — единственная компания, которая способна это сделать, но если мы можем принести какую-то пользу в этом смысле, то нам это будет интересно.
— Почему вы не захотели создать фонд или некоммерческую организацию?
Читайте также: Нужен ли порядок в интернете?
— Эту проблему невозможно решить исключительно альтруистическим путем. На создание инфраструктуры ежегодно тратятся десятки миллиардов долларов. Такое не по силу даже убежденным филантропам. Необходимо создать жизнеспособную модель. Существует множество компаний, которые могут с этим справиться. Они проделали уже довольно большую работу, однако, чтобы мы смогли достичь своих конечных целей, компаниям необходимо сотрудничать. И в этом отношении Internet.org может очень помочь.
— Ваши критики утверждают, что Internet.org — это средство создания пользовательской базы, в которой заинтересована только Facebook.
— Разумеется, мы хотим помочь соединить большее число людей, поэтому теоретически мы можем извлечь из Internet.org выгоду. Но подобная критика несостоятельна. Тот миллиард людей, которые сейчас подключены к Facebook, имеют в совокупности больше денег, чем оставшиеся 6 миллиардов. Если бы мы хотели сосредоточиться исключительно на получении прибыли, самой правильной стратегией для нас было бы сфокусировать наше внимание на развитых странах и тех людях, которые уже являются пользователями Facebook, чтобы повысить их активность. Наш сервис бесплатный, а в большинстве развивающихся стран рекламные рынки неразвиты. Поэтому, вполне вероятно, наша работа долгое время не будет приносить никакой прибыли. Но мне все равно хочется вложить эти деньги, потому что это пойдет на пользы всему миру.
— Что в этом проекте привлекает лично вас?
— Очевидно, что любой человек, у которого есть телефон, должен иметь возможность выйти в интернет. Вокруг нас часто говорят о том, что социальные сети сильно изменили культуру США. Однако вы только представьте себе, насколько более значимыми могут оказаться перемены, когда какая-нибудь развивающаяся страна впервые за все время своего существования выйдет в интернет. Мы используем такие социальные сети, как Facebook, чтобы обмениваться новостями и поддерживать связь с нашими друзьями, однако в развивающихся странах люди смогут использовать их, чтобы решать, какое правительство они хотят видеть во главе государства. Они впервые получат доступ к информации, касающейся здравоохранения. Они смогут поддерживать связь с людьми, находящимися от них в сотнях километров, которых они не видели несколько десятилетий. Это одна из главных задач нашего поколения, и мне очень нравится наблюдать за тем, как компании объединяются, чтобы постараться ее решить.