Не вызывает никаких сомнений тот факт, что кубинское оружие, найденное панамскими властями на северокорейском сухогрузе, который направлялся через Панамский канал в КНДР, нарушает санкции ООН. Утверждения Гаваны, что на грузовом судне находилась старое оружие, которое после ремонта в Северной Корее должно быть возвращено на Кубу, не соответствуют действительности. Такие выводы содержатся в докладе «38 параллель», опубликованном на веб-сайте института США - Корея международного исследовательского центра Johns Hopkins.
По данным составителей доклада, оружие и военная техника были спрятаны в специально переоборудованных секциях судна, а их количество перевозимого груза намного превосходило заявленное кубинскими властями.
Ранее МИД Кубы заявил, что на борту судна находится 240 тонн устаревшего оружия, которое носит оборонительный характер: два зенитно-ракетных комплекса «Волга» и «Печора», девять ракет в разобранном виде, два истребителя МИГ-21бис и 15 двигателей к этому типу самолетов. По утверждению Гаваны, оружие было отправлено в КНДР для ремонта и последующего возвращения на Кубу.
Вместе с тем в ходе досмотра судна были обнаружены противотанковые орудия, приборы ночного видения, а также боеприпасы и взрывчатые вещества, о которых кубинские власти не сообщили.
Данные факты свидетельствует о том, что отгрузка кубинской военной техники и вооружения в КНДР была произведена в нарушение санкций ООН, которые запрещают экспорт любого оружия, кроме легкого стрелкового в Северную Корею.
По мнению Хью Гриффитса (HughGriffiths), эксперта по глобальной торговле оружием Стокгольмского международного института, заявления кубинских властей преследовали цель ввести в заблуждение мировую общественность.
По мнению составителей доклада, наиболее очевидное несоответствие заключается в том, что Северная Корея на протяжении длительного времени стремится приобрести советские ногоцелевые истребители МИГ-21бис, а также двигатели к ним для модернизации своих вооруженных сил в обход санкций ООН, наложенных на КНДР за проведение ракетно-ядерной программы.
При досмотре судна было установлено, что фюзеляжи МИГ-21бис были небрежно упакованы в 40-фунтовые контейнеры, что могло привести к их повреждению во время шторма.
«Выбранный метод крепления истребителей МИГ-21бис говорит о том, что самолеты не были отправлены в КНДР для ремонта и последующего возвращения на Кубу, как это утверждают кубинские власти, а предназначались для их дальнейшей разборки на запасные части», - указывается в докладе.
В то же время авиационные двигатели «были надежно закреплены, покрыты слоями защитной полиэтиленовой пленки и оберточной бумаги, что дает возможность утверждать, что они предназначались для дальнейшего использования».
Северная Корея придает большое значение поддержанию своего парка самолетов МиГ-21 на должном уровне, так как, несмотря на то, что по западным критериям этот тип самолета считается устаревшим, он вполне может конкурировать с южнокорейским истребителем KF-16, аналогом F-16 американского производства.
На борту северокорейского сухогруза находилось также большое количество стрелкового оружия, боеприпасов, артиллерийских снарядов для противотанкового оружия, а также генераторы, аккумуляторы и приборы ночного видения, говорится в докладе.
Противотанковые гранаты, артиллерийские снаряды и боеприпасы находились в оригинальных упаковочных ящиках. Очевидно, что они были отправлены в КНДР не для ремонта и последующего возврата, а для их боевого применения.
В докладе также отмечается, что находящиеся на борту северокорейского судна контейнеры с оружием имеют одинаковый идентификационный номер и не использовались для перевозки грузов в течение многих лет. Можно предположить, что контейнеры в течение длительного времени находились на складе и специально предназначались для транспортировки военного груза в Северную Корею.
Трюмы грузового судна первоначально предназначались для перевозки сыпучих грузов: зерна, сахара. Однако затем они были преднамеренно изменены таким образом, что в них легко можно было спрятать контейнеры, укрыв их сверху сыпучим материалом.
В этой связи возникает вопрос, на который должна дать ответ группа экспертов ООН, расследующих дело: переоборудованное северокорейское судно использовалось впервые для тайной перевозки грузов или это практиковалось и ранее?
В докладе указывается, что на одном из зенитно-ракетных комплексов была обнаружена на фоне карты Анголы металлическая пластина, на которой выгравирована буква «V» - «победа». Это говорит о том, что зенитно-ракетный комплекс принимал участие в боевых действиях в Анголе, где воевали десятки тысяч кубинских солдат и офицеров.
Доклад института США - Корея международного исследовательского центра Johns Hopkins содержит большое количество ранее не публиковавшихся фотографий, сделанных на судне. Фотографии были предоставлены панамскими властями, управлением контроля движением контейнеров, а также управлением ООН по наркотикам и преступности.
В докладе отмечается, что материалы, представленные на прошлой неделе Совету Безопасности ООН группой экспертов, расследовавших инцидент с северокорейским судном, содержат «довольно любопытную информацию», однако никакие подробности не приводятся.
В настоящее время 35 членов экипажа северокорейского сухогруза «Чонг Чон Ганг» задержаны в Панаме. Правительство Панамы заявило, что дальнейшая судьбе судна и экипажа, а также груза будет определена после того, как станет известно решение Совета Безопасности ООН по результатам расследования данного дела.