Бывший посол России в Армении Вячеслав Коваленко после отставки активно выражает свои суждения об отношениях Армении и России. Он выступает на страницах различных газет, пытаясь в целом создать негативный фон армяно-европейских отношений.
А на днях он сообщил, что в Соглашении об ассоциации Армении и ЕС, которое должно быть парафировано в ноябре этого года, есть положения об урегулировании внешнеполитических проблем и охране границ.
Как известно, Евросоюз, по желанию Армении, не раскрывает текст соглашения. Но бывший посол поднимает действительно очень важный вопрос.
Сейчас на границах Армении с Ираном и Турцией стоят российские пограничники, которые охраняют их как «внешние границы СНГ». На днях на армяно-турецкой границе российский пограничник расстрелял турка-пастуха, нарушившего границу. Турция заявила, что пастух был не вооружен. А русские пограничники утверждают, что пастух стрелял в них, хотя нет сведений, из какого оружия. Между тем, до сих пор нарушения границы турецкими пастухами всегда были заурядным делом и никогда не заканчивались расстрелом.
И на этом фоне заявление экс-посла о том, что в Соглашении об ассоциации есть пункт о границах, звучит весьма интересно. Как известно, ассоциация включает в себя и создание Зоны свободной торговли, что связано напрямую с таможней. И вряд ли при ассоциации удалось бы избежать упоминания о границе.
Москва, естественно, беспокоится, что ассоциация Армении с ЕС выдвинет вопрос о целесообразности охраны границ Армении пограничниками третьей страны. Хотя ЕС пока даже не намекает об этом.
Понятно, что это очень деликатный вопрос, который может иметь серьезные последствия не только для Армении, но и всего региона. И на этом фоне последний инцидент на границе Армении и Турции получает интересную окраску. МИД Армении отреагировал на инцидент довольно сдержанно, лишь выразив сожаление турецкой стороне и надежду, что такое больше не повторится. Это не совсем определенная реакция, потому что не понятно, о чем сожалеет МИД – о смерти пастуха или о том, что граница нарушена. Очевидно, что Ереван просто попытался снизить напряженность.
Но ситуация может в любой момент получить развитие. Проводится следствие, и могут выявиться различные обстоятельства, скажем, что это был вовсе и не пастух, а диверсант, причем, допустим, курд.
На днях в Ираке состоялась встреча делегации Минэкономики Армении с главой МИД в правительстве Курдистана, причем, говорилось даже об открытии дипломатического представительства Армении.
Армяно-курдские контакты выглядят весьма примечательно. И инцидент на армяно-турецкой границе может быть направлен против этого, в чем найдется немало заинтересованных лиц в Анкаре и Москве. И с этой точки зрения Армении выгодно как можно раньше раскрыть все обстоятельства инцидента. Если на армяно-турецкой границе заложена «мина», то нужно ее как можно скорее подорвать.
Напряжение на армяно-турецкой границе является гарантией долгожительства российских пограничников на армяно-турецкой границе. И в этом контексте не случайно экс-посол Армении упоминает о проблеме границ после инцидента. Такое упоминание необходимо для поощрения и без того «популярных» в армянском обществе настроений, согласно которым безопасность на армяно-турецкой границе может гарантировать только Россия.
Эти стереотипы могут изменить только гарантии пограничной безопасности со стороны Европы, и если ЕС действительно намерен обсуждать с Россией вопрос об отказе Армении от пограничных услуг России, то ему придется дать очень и очень надежные гарантии безопасности. Помимо слома стереотипов в Армении, эти гарантии нужны для нейтрализации реально существующих угроз на армяно-турецкой границе, и это придется делать любому субъекту, который пытается наладить партнерские отношения с Арменией.