Как-то не складываются отношения между членами Таможенного союза. Все время их тянет в разные стороны, причем Белоруссия и Казахстан в противоположную сторону от России. Скандалы следуют один за другим и работы главному санитарному врачу России Онищенко все время невпроворот.
Слабым звеном в союзе трех оказалась Белоруссия. У нас не обратили достаточного внимания на то, что в разгар торговой войны Украины с Россией бацько Лукашенко обрушился на соседей с обвинениями в наглом обмане. Намек оказался достаточно прозрачным. В Москве все это просто проигнорировали, не в первый раз белорусский президент так выступает, все равно никуда не денется и из союза не выпадет.
Быть или не быть Белоруссии в Таможенном союзе — ее внутреннее дело. В условиях, когда нам пытаются просто выкрутить руки, чтобы и Украина последовала в объединение трех, присмотреться к положению соседей очень полезно.
Начнем с двух, казалось бы, не связанных событий. В Минске задержан генеральный директор «Уралкалия» Владислав Баумгертнер, прибывший в страну по приглашению ее премьера Михаила Мясниковича. Это произошло спустя почти месяц после скандального разрыва отношений компании с «Беларуськалием». Следственный комитет Белоруссии подозревает топ-менеджера в злоупотреблении служебными полномочиями и нанесении «Беларуськалию» и государству ущерба в 100 млн долларов.
Проблема в том, что «Уралкалий» и Беларуськалий» со скандалом разорвали свои отношения в июне после того, как своим указом президент Лукашенко разрешил последнему продавать свою продукцию не только через общего трейдера.
Чисто коммерческое на первый взгляд дело приобрело политическую окраску. Совершенно понятно, что взят в заложники высокопоставленный менеджер крупной российской компании. Главным является прямое указание российскому крупному бизнесу на правила ведения дел с Белоруссией. Одновременно Кремлю показывается, чтобы не вмешивался и свой бизнес не защищал. Иначе последуют подобные дела.
Вторая проблема состоит в том, что нападки на «Уралкалий» вызваны общим стремительным падением белорусской экономики. Уже длительное время она поддерживается на плаву за счет государственных дотаций. При этом производится низкокачественная и не находящая сбыта продукция. А если вырабатываются товары приемлемого качества, например продукты питания, то в рамках ТС им ставятся всевозможные препятствия, проверки и ограничения. О засилье белорусского молока и мяса в России буквально кричат российские производители и требуют принять меры. Что и делается. Онищенко на страже.
Затоваривание складов стало бичом белорусской промышленности. По данным Белстата, на конец мая 2013 года, складские запасы оценивались в 33,3 трлн белорусских рублей (3,8 млрд долларов), увеличившись с начала года на 1,29 млрд долларов. Нереализованной обуви скопилось 3,7 млн пар. Запасы тракторов, по официальным данным на конец первого полугодия, составили 11,5 тыс. машин (по неофициальным 20 тыс.), что составляет 200% по отношению к среднемесячному объему производства. Сейчас трактор предлагают приобрести на Минском тракторном заводе за 19 тыс. долларов, фактически по бросовой цене.
Результат сказывается на бюджете. Как сообщил заместитель министра финансов Белоруссии Максим Ермолович, «По нашим оценкам, в республиканский бюджет недопоступит 9 трлн. рублей (1,02 млрд долларов. — Авт.). В первую очередь это связано со снижением поступлений по налогу на прибыль, ввиду того что прибыль в экономике оставляет желать лучшего».
Правительство собирается покрыть дефицит повышением акцизов на топливо. Уже в сентябре их планируется повысить на 30—40%, а это неминуемо приведет к их подорожанию. По оценкам экспертов, на 7—10% минимум. В следующем году акцизы на топливо должны вырасти в 2,5—3 раза.
Президент страны Александр Лукашенко предупредил о сокращении расходов на науку. И обосновал это. «Ученые — умные люди. Должны заработать и себе, и государству». Далее следуют расходы на спорт. Они будут существенно сокращены. «Больше шальных денег в спорте не будет», — заявил президент. Известные спортсмены отметили, что до них шальные деньги и раньше не доходили.
О том насколько сложное экономическое положение иллюстрирует указание Лукашенко оптимизировать военные расходы, сосредоточив их на самых важных направлениях. Сократятся на 20% затраты на содержание чиновников и учителей. В новом сезоне с сентября повышаются тарифы ЖКХ. В стадии обсуждения — введение налога на неработающих.
Очевидно, что наступает конец «белорусскому экономическому чуду». Наверное, Лукашенко надеялся на дальнейшие российские дотации в виде низких цен за энергоресурсы как плату за политическую и экономическую лояльность при вступлении в Таможенный союз. Москва, по его мнению, оказалась неблагодарной и дотации резко снизила, а цены увеличила.
Как результат — высокие налоги, воровство и коррупция, отсутствие частного бизнеса и любых других инвестиций, кроме государственных. Эксперты предупреждали, что для белорусской экономики вхождение в Таможенный союз может закончиться крахом. В московской «Независимой газете» белорусский экономист Леонид Заико отмечает. «Мы создали очень плохие условия для взаимного товарообмена. Создание Таможенного союза было большим проколом. Экспорт Белоруссии упал на 25%».
Заезжие московские агитаторы за Таможенный союз и их украинские сообщники все время пугают крахом украинской экономики в случае подписания Соглашения об ассоциации и зоны свободной торговли с ЕС, так как наш рынок заполонят европейские товары. И рассказывают нам легенды о том, какое нас ожидает счастье в Таможенном союзе. Спорить с ними бесполезно. Нужно просто посмотреть на Белоруссию и ее экономику. Такое же ожидает и нас, если откажемся от европейского курса.