Специальные фермы, высокотехнологичное оружие и торговля на финансовых рынках. Южная Африка начала войну против мафии браконьеров. С 2009 года значительно выросло число убитых животных. На сцену вышла организованная преступность. В азиатских странах рога могут достигать стоимости в 60 тысяч евро за килограмм, что вдвое дороже золота.
Носороги стали объектом безжалостной и алчной охоты. Для спасения африканских носорогов южноафриканские власти выдвинули отчаянную идею создания биржи в Йоханнесбурге. Власти ведут настоящую войну против браконьеров, но не могут ее выиграть. Вооруженные силы размещаются в одном из самых больших заповедников Африки и самом большом в стране парке Крюгер. Он занимает такую же территорию, что и Апулия. В распоряжении у военных все достижения новейшей военной техники: вертолеты, дроны с ночными камерами наблюдения, датчики, реагирующие на перемещение, специально обученные собаки, способные выслеживать самых жестоких животных - людей.
В прошлом году военные поймали 200 браконьеров и убили в перестрелках около тридцати. Но у их врагов есть такой стимул, перед которым трудно устоять: на азиатских рынках, в основном на китайском и вьетнамском, рог носорога стоит более 60 тысяч евро за килограмм, то ест вдвое дороже золота. Один рог весит пять-шесть килограмм, в исключительных случаях - до десяти килограмм. Охотники за носорогами вербуются в соседнем Мозамбике, который стоит на двадцатом месте в классификации самых бедных стран. В добровольцах, желающих поучаствовать в войне против носорогов, нет недостатка.
Mail & Guardian рассказывает, что Департамент защиты окружающей среды правительства ЮАР предложил в прошлом месяце чрезвычайные меры: создать фермы белых носорогов с целью получения рогов для продажи на специально для этого созданной бирже, связанной с биржей Йоханнесбурга (Johannesburg Stock Exchange), самой большой в Африке. Речь идет о легализации торговли рогами, как поступили бы с трафиком наркотиков, желая регулировать его. Это очередная попытка спасти животных от истребления. Только в начале этого года было убито более 500 носорогов, чтот создает новый негативный рекорд.
«Выбить почву из-под браконьеров, торгующих рогами, - это альтернатива неизбежному истреблению носорогов», - написано в докладе Департамента по защите окружающей среды. Либерализация, по мысли его сотрудников, заставит рога упасть в цене, тем самым подорвав организованную преступность.
Это предложение не является новым, потому что такая же идея была выдвинута в прошлом для регулирования рынка слоновой кости. Но как в том, так и в другом случае, она не убеждает многих. WWF считает, что невозможно предсказать, как поведет себя рынок. Снижение цены может увеличить спрос, дав новый толчок незаконному трафику.
Причины такого спроса на рога носорогов совершенно глупые. В Китае и в странах Юго-Восточной Азии распространено никем научно не доказанное поверье, что рога повышают мужскую потенцию. Им приписывают свойства, способствующие излечению от рака, и другие легендарные качества. Эти предрассудки ставят под угрозу выживание мифического животного, уходящего корнями в преисторию. Вес белого носорога превышает три тонны. Особенно большая угроза подстерегает белого носорога. Черный носорог имеет меньшие размеры, он более подвижен, осторожен и хитер, гораздо более агрессивен и способен защитить себя от охотников, убежав от них или напав на них. Что касается носорогов, живущих в Азии, то их осталось всего несколько сотен.
Южная Африка - это заповедник белых (Ceratotherium simum) и черных носорогов (Diceros bicornis). В 2010 году насчитывалось 20711 экземпляров, что составляет, по различным оценкам от 70% до 90% всей мировой популяции. Эта же страна является и главным местом бойни из-за трудности контролировать границы. В 2012 году было убито 668 носорогов.
С 2009 года число убитых животных непрерывно растет по трем причинам. Во-первых, постоянно увеличивается спрос на рога в связи с азиатским экономическим бумом и появлением нового богатого социального слоя в Китае и в других странах. Во-вторых, в 2002 году был создан единый совместный заповедник с Зимбабве и Мозамбиком. На волне энтузиазма были разрушены сотни километров ограждения, ограничивавшего восточные рубежи парка Крюгер, что стало манной небесной для браконьеров. В-третьих, на сцену вышла организованная преступность. Если Мозамбик поставляет охотников, то преступники из Южной Африки, стран Восточной Европы и азиатских государств снабжают капиталами, чтобы подкупить пограничную охрану, организовать подпольный вывоз рогов зачастую под прикрытием другой легальной деятельности, снабдить браконьеров высокотехнологичным оружием, как, например, охотничьим ружьем Brno CZ 550, производимым в Чехии.
Правительство ЮАР считает, что риску подвергается национальная безопасность. Браконьерство возведено в ранг «первостепенных преступлений». С ним ведут борьбу специальные отряды Министерства внутренних дел. Число солдат увеличилось, их возможности выросли. Война продолжается.