Atlantico: По данным немецкого статистического ведомства, в 2012 году число европейцев, которые получили гражданство Германии, увеличилось на 19%. К ним относятся в первую очередь греки, итальянцы и испанцы. Благодаря иммиграции в стране наблюдается сильнейший прирост населения в абсолютных числах с 1996 года: в 2012 году оно достигло отметки в 80,5 миллиона человек. Проведенный в мае прошлого года опрос в 25 странах показал, что Германию ценят выше, чем какое-либо другое государство во мире. Можно ли говорить о некой «немецкой мечте»?
Люк Розенцвейг: «Немецкая мечта» действительно существует, однако она отличается крайним материализмом и связана с тем, что молодые европейские специалисты из охваченных кризисом стран (Греция, Испания, Италия...) отправляются в Германию, потому что она дает им соответствующие их образованию профессиональные возможности. А найти их на родине для них сейчас проблематично. Важным моментом является активное распространение в странах Южной Европы немецких культурных институтов. Там можно выучить язык, благодаря которому можно надеяться найти работу в Германии и переехать туда.
Еще один важный фактор успеха заключается в более низкой стоимости жизни. Проживание в Берлине обходится в куда меньшие деньги, чем Лондоне и Париже, что относится как к жилью, так и питанию. Это, безусловно, привлекает европейскую молодежь, которая только начинает профессиональную жизнь.
Наконец, привлекательность Германии связана с отсутствием интеграции на французский манер: национальные сообщества там намного сильнее.
Читайте также: Немецкую модель невозможно перенести на другие страны
— Старение населения, нехватка рабочей силы и т.д. Увеличение числа иммигрантов отражает эти слабости немецкой экономики?
— Именно так. Население стареет, а также уменьшается в абсолютных числах. Рождаемость в Германии уже давно находится на одном из самых низких уровней в Европе: 1,3-1,4 ребенка на женщину. Это, кстати говоря, служит и одним из факторов невысокой безработицы. На рынок труда выходит меньше представителей юных поколений, и, следовательно, конкуренция на нем тоже ниже. Германия испытывает нехватку квалифицированных кадров, что становится еще заметнее на фоне подъема экономики.
Таким образом, немецкая мечта — это прежде всего трудовая, профессиональная мечта. В то же время нельзя упускать из вида то, что страна является и своего рода перевалочным пунктом: многие из приезжающих туда иностранных студентов отправляются в США и Великобританию по окончанию учебы. Немецкий образ жизни пока что не кажется людям чрезвычайно привлекательным.
— Это явление объясняется исключительно экономическими мотивами?
— Да, это чисто экономическое явление. Если бы Франция или Англия предлагали бы такие же профессиональные возможности, миграционные потоки были бы направлены именно туда. Проще говоря, хотя многие европейцы отправляются работать в Германию, мало кто остается там на пенсии.
— Германия легко принимает у себя иммигрантов или же процедуры отличаются сложностью?
— Эти процедуры во многом зависят от квалификации иммигрантов. Немцы ищут в первую очередь людей с квалификацией или способностями, которые могут позволить им принять участие в образовательных программах.
Люк Розенцвейг (Luc Rosenzweig), бывший журналист Le Monde, сотрудник Causeur, радио RCJ и журнала Politique Internationale.