Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Заложники, звезды футбола и другие фокусы с калийными удобрениями

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Разбудив рыночные силы калийной индустрии с помощью развала доминировавшего в отрасли картеля, Лукашенко теперь пытается воссоздать удобное монопольное положение единственным известным ему образом - с помощью захвата заложника. Оправдается ли разыгранный гамбит? Российский премьер-министр Дмитрий Медведев дал указание своему правительству найти решение этого вопроса.

У глобализации есть свои парадоксы. Подумайте, к примеру, о том, что судьбы некоторых компаний в Соединенных Штатах, Германии и Канаде оказались столь же непредсказуемыми, как и действия бывшего директора колхоза, ставшего диктатором в одной не особенно приметной стране, расположенной в Восточной Европе.

Речь идет о поташе, о калийной соли, широко используемой при производстве удобрений. Их производят такие компании, как Mosaic  Co. в Соединенных Штатах, K+S - в Германии, Potash Corp. - в Канаде, а также фирма Israel Chemicals. С 2005 года цена на этот продукт в основном определяется «Белорусской калийной компанией» (БКК), картелем, состоящим из двух компаний - российской «Уралкалий» и государственной белорусской «Беларуськалий», на которые в общей сложности приходится примерно пятая часть поставок на мировой рынок.

Информация о напряженных отношения внутри калийного картеля в большом количестве появилась на этой неделе, когда полиция в Минске заковала в наручники Владислава Баумгертнера, генерального директора компании «Уралкалий», и поместила его в тюрьму КГБ. Баумгертнеру, приехавшему в Белоруссию по приглашению премьер-министра этой страны, было предъявлено обвинение в «злоупотреблении властью», а максимальное наказание за подобное преступление составляет десять лет тюрьмы.

Предпринятый ход, судя по всему, является попыткой Александра Лукашенко предотвратить развал картеля, начатый в прошлом году, когда был подписан указ, позволяющий продавать калийные удобрения не только через компанию «БКК». Постоянно нуждающийся в получении твердой валюты для поддержки своего квазисоветского режима с его ценовым контролем и пятилетними планами, Лукашенко надеялся на увеличение доходов от продажи калийных удобрений. В результате Баумгертнер в июле этого года объявил о том, что его компания выходит из «БКК». Вскоре после этого все российские менеджеры, работавшие в компании «БКК», перешли в фирму «Уралкалий». Последовавшая за этим ценовая война стала причиной понижения рыночной стоимости акций всех производителей.

По сообщению государственного белорусского телеканала ОНТ, российские менеджеры «Белорусской калийной компании» убедили клиентов в том, чтобы они покупали продукцию напрямую у «Уралкалия», и после этого уничтожили логистическую документацию для того, чтобы предприятие «Беларуськалий» не смогло использовать совместную инфраструктуру. Они даже опустились до воровства компьютеров с ценной информацией, подчеркивалось в одном из репортажей.  Белорусские следователи, арестовавшие Баумгертнера, назвали это «преступным тайным сговором», в результате которого, по их словам, экономика страны потеряла 100 миллионов долларов - незначительная сумма в сравнении с теми потерями, которые понесли акционеры калийных компаний на волне распада «БКК».

Среди всех производителей калийных удобрений «Уралкалий», судя по всему, имеет лучшие шансы на то, чтобы пережить период низких цен, которые, по словам Баумгертнера, могут опуститься намного ниже 300 долларов за тонну. Производственные затраты «Уралкалия» составляют 62 доллара за тонну, что является самым низким показателем в отрасли, и, кроме того, у этой компании имеется достаточное количество дополнительных производственных мощностей. Американские производители и «Белоруськалий», у которых затраты составляют около 100 долларов, получат более чувствительный удар. Фирма K+S, у которой производственные затраты составляют 240 долларов за тонну, возможно, станет нерентабельной.

Тем временем Сулейман Керимов, российский миллиардер, владеющий 21,75% акций «Уралкалия», готовится к более сложным временам. Он сократил финансирование своего футбольного клуба «Анжи», у которого были чемпионские амбиции в российской высшей лиге. Вместо 200 миллионов в год он теперь планирует расходовать на футбольный клуб только от 50 до 70 миллионов, что недостаточно для подписания таких звезд, как камерунец Самюэль Это’О, получающий 27 миллионов долларов без учета налогов за сезон.

Разбудив рыночные силы калийной индустрии с помощью развала доминировавшего в отрасли картеля, Лукашенко теперь пытается воссоздать удобное монопольное положение единственным известным ему образом - с помощью захвата заложника.

Оправдается ли разыгранный гамбит? Российский премьер-министр Дмитрий Медведев дал указание своему правительству найти решение этого вопроса. Вице-премьер Игорь Шувалов назвал ситуацию с арестом генерального директора «странной, неадекватной и непартнерской». Вместо того, чтобы начать торговую войну с Белоруссией, с которой она входит в Таможенный союз, Россия может пойти на уступки Лукашенко для оживления «БКК» в той или иной форме. Рынок, судя по всему, считает, что Россия так и поступит: инвесторы повышают цену акций производителей калийных удобрений - за исключением «Уралкалия» - с момента ареста Баумгертнера.

В мире калийных удобрений гангстерская тактика Лукашенко, вероятно, приносит свои плоды.