Хотя проводимую в последние дни в России операцию «Нелегальный мигрант» некоторые российские средства массовой информации объясняют предстоящими выборами мэра Москвы и «зачисткой» столицы от мигрантов перед Олимпиадой в Сочи и даже якобы активизацией в этой стране этнических преступных группировок, аналитики не исключают, что это явление имеет политический подтекст.
В результате проведения данной операции было задержано 2-3 тысячи нелегальных мигрантов, судьба большинства из которых неизвестна. Российские правозащитники говорят, что эти массовые задержания являются незаконными и что с иммигрантами обращаются бесчеловечно. Среди задержанных есть вьетнамцы, граждане некоторых стран СНГ, в том числе, армяне и азербайджанцы.
Не является ли начатая в последние дни кампания очередным шагом России к тому, чтобы, «используя» мигрантов, угрожать тем странам, которые пытаются постепенно выйти из-под ее влияния? В ответ на этот вопрос «Аравот» председатель центра «Сотрудничество – во имя демократии» Степан Даниелян сказал, что причин может быть несколько, но основные – две.
«Первая: вопрос миграции во многих странах – один из наиболее острых. К примеру, в крупных городах Запада вы можете увидеть, что подавляющее большинство людей – хотя бы на улицах – составляют мигранты. Это чрезвычайно серьезный вопрос, который постепенно становится проблемой номер один. Население этих стран требует от властей каким-то образом решить данный вопрос. Однако на Западе действуют законы.
Дополнение, внесенное в Европейскую конвенцию о правах человека 1963 года – протокол №4 – содержит довольно строгие требования к депортации иммигрантов, и требуются довольно сложные судебные процедуры. К тому же, коллективная депортация иностранцев запрещена. По этой причине возможные подобные желания властей ограничены.
Мы знаем, что Россия не такая уж правовая страна, и поэтому такие процессы возможны, хотя и носят незаконный характер».
Вторая причина, по мнению г-на Даниеляна, связана с внутриполитической ситуацией.
Рейтинг российских властей довольно низок, и подобными шагами они хотят его поднять: «Они делают ставку на националистические круги и толпу. Неслучайно, российские аналитики обуславливают это явление, получившее большой размах особенно в Москве, выборами мэра столицы. Остальные причины, по-моему, неосновные».
Среди «неосновных» причин Степан Даниелян отметил возможность того, что Россия желает показать, в первую очередь, Армении и Азербайджану, что может произойти, если отношения с ней ухудшатся: «Это может быть внешнеполитический компонент данных процессов. Однако, безотносительно всего этого, мы должны быть готовы к тому, что подобных случаев станет больше, и здесь существуют также объективные причины. В первую очередь, речь идет о культурологических различиях между кавказцами и россиянами».
Какие шаги в подобной ситуации должно предпринять наше правительство? На этот вопрос Степан Даниелян ответил: «Во-первых, мы должны иметь такое правительство, которое мы можем считать нашим. Это очень важный вопрос. Когда граждане избирают власти страны, то правительство, хочет оно того или нет, будет защищать права этих граждан, как за рубежом, так и внутри страны. А когда власть формируют не граждане, то, особенно в таких небольших и уязвимых странах как Армения, это делают имеющие влияние в регионе мощные страны. Приведу один пример. Последнее повышение тарифов на газ, которое, согласно публикациям в прессе, Россия и Армения держали втайне до окончания президентских выборов (в Армении), показывает, что власти Армении, с точки зрения права, никогда не смогут выдвигать требования России. Они своей властью обязаны России, а не собственным гражданам. Это всего лишь маленький пример».
А если своей властью наше правительство обязано России, то, как оно может «рискнуть» присоединиться к Соглашению об ассоциации с ЕС и зоне глубокой и всеобъемлющей свободной торговли, а не к российскому Таможенному союзу? Эксперт утверждает: «Я сказал, что пребыванием у власти они обязаны сразу всем имеющим влияние силам. Обратите внимание на состав сопредседателей Минской группы ОБСЕ – Россия, США, Франция (международные посредники в Карабахском урегулировании), и вы поймете, кто решает вопросы войны и мира в нашем регионе.
В Армении сложилась ситуация, когда власть формируется с согласия этих трех государств. Это коллективное управление. Это именно формула «и-и» действующей власти. «Или-или», в действительности, означает кардинальное изменение, в первую очередь, геополитическое. Подобные изменения происходят в то время, когда одна из сторон становится слабее, или когда существует общественная воля, наличие которой может легитимировать любой процесс. В этом случае, я думаю, Россия считает себя «кинутой». Если бы в ходе формирования власти правящая группировка не выступила бы с «просьбами», то Россия не оставила бы за собой право во имя «справедливости» выдвигать требования властям Армении. Это не означает, что в случае изменения внешнеполитического курса, не будет оказываться давление. Например, в Грузии Саакашвили не имел каких-либо обязательств перед Россией. В этом смысле, он играл честно, никого не обманывал. Пришло время, чтобы в Армении появился новый политический фактор – общественность, при наличии которой мы сможем решить очень важные вопросы, которые сегодня кажутся не решаемыми».