Одна держава всегда пользовалась большим влиянием в Сирии. Два года назад она была в силах призвать Башара Асада к умеренности. Она могла бы дать толчок диалогу власти и оппозиции, которая в тот момент была еще свободна от радикального исламизма и проводила (как у нас слишком часто забывают) мирные протесты против режима.
Эта самая держава, которая жадно стремится к признанию на международной арене, могла бы сыграть выдающуюся роль. Но она не сделала этого. И предпочла другое: политику худшего. Поэтому на ней лежит огромная доля ответственности за то, что сирийский режим нарушил запрет на применение оружия массового поражения.
Как несложно догадаться, эта держава - Россия. Она вооружает и тренирует сирийскую армию. С самого начала конфликта Москва не только продолжила, но и расширила поставки оружия Дамаску. Башар Асад говорил об этом несколько дней назад с московской прессой: благодаря России его армия не испытывает ни в чем недостатка. Речь идет о запчастях для боевых самолетов, ракетных комплексах, бронетехнике и т.д. У режима есть прекрасный арсенал для ведения тотальной войны против повстанцев.
Читайте также: Молчание Путина - признак того, что он смирился с вторжением в Сирию
Военное сотрудничество двух стран взяло старт еще в начале 1970-х годов, в связи с чем Россия лучше чем кто бы то ни было знакома с сирийским генштабом и спецслужбами режима. Именно Москва могла Дамаску сформировать (судя по всему, весьма внушительный) химический арсенал. И она должно быть довольно четко представляет себе, где он хранится.
Россия отстаивает в Сирии абсолютно законные интересы. Ее военное и экономическое сотрудничество с Дамаском напоминает связи США со многими странами региона. В частности в сирийском Тартусе расположена российская военно-морская база, которая играет для Москвы ключевую роль в Средиземноморье. Торговые связи двух государств тоже весьма значительны.
Американцы и европейцы заверили россиян, что совместное мирное решение конфликта позволит защитить их интересы в стране. Как бы то ни было, Кремль не сделал ровным счетом ничего в этом направлении. Более того, он отказался оказать малейшее давление на режим. По мере развития гражданской войны в Сирии Москва неизменно твердила, что сдерживает развитие суннитского экстремизма, который угрожает ее кавказским республикам.
Но это еще не конец истории. Безответственное поведение России в Сирии объясняется и другими причинами. Оно является результатом «советизации» российской дипломатии, которую проводит президент Владимир Путин. Эта смесь ультранационализма и паранойи заключается в неизменном противопоставлении себя Западу: он представляется как стратегический и культурный враг, единственная цель которого заключается в том, чтобы помешать России вновь стать великой державой. Таким же образом Путин ведет себя и в Сирии… даже если для этого требуется смириться с использованием химического оружия.
У Кремля есть только одно оправдание: Запад ни разу не пробовал оказать на него серьезное давление, чтобы заставить изменить политику в Сирии.