По производству кофе Вьетнам второй в мире после Бразилии. Вьетнамский кофейный король Данг Ле Нгуен Ву (Dang Le Nguyen Vu), рассматривая продукцию компании Starburcks в качестве угрозы для себя, дает такой комментарий: «подслащенная вода с ароматом кофе».
Еще до недавнего времени Вьетнам выглядел весьма бледно в сравнении с другими странами – производителями кофе. Будучи второй по производству кофейной продукции, эта страна удерживает первое место по выращиванию сорта робуста, доля которого в общем объеме мирового производства составляет 39%. Но сохранение этой тенденции осложняется проблемой миграции молодого поколения в города.
На сегодняшний день количество производителей робусты в стране достигает 500 тысяч. В то время как Вьетнаму принадлежит первенство по выращиванию зерен робусты, Бразилия выходит на первый план в производстве арабики.
Потребитель выбирает арабику, то есть качество кофейных зерен. Предприниматель же предпочитает робусту, выступая в пользу более дешевого сорта. Это, естественно, предполагает выход робусты на более широкий рынок. Годовой доход Вьетнама от продажи робусты достигает 2,3 миллиарда долларов. Если учесть, что сами вьетнамцы почти не пьют кофе, значение этого показателя еще более возрастает.
После войны с США, в 1973 году, Вьетнам начал реализацию особого агрокультурного плана. Этот план принимал за основу производство риса, чая и робусты. К 2000-м годам стране удалось занять второе место в мире по выращиванию робусты.
После снятия эмбарго США в 1994 году в стране начался абсолютно новый период. С этого момента вьетнамский кофе становится предметом пристального внимания транснациональных корпораций. Как результат, сегодня Вьетнам – непревзойденный лидер в области производства и экспорта робусты.
«Подслащенная вода с ароматом кофе»
Можно сказать, что сегодня, спустя 40 лет после военного вторжения США во Вьетнам, между этими странами разгорается новый, но, конечно, гораздо более мягкий, конфликт: «кофейная война».
После открытия второй торговой точки кофейной сети Starburcks во Вьетнаме такие национальные игроки, как Highlands Coffee, приступили к разработке новых маркетинговых стратегий.
Когда Starburcks открыл свой первый магазин в этой стране, реакция вьетнамского кофейного короля Данга Ле Нгуен Ву была достаточно резкой: в заявлении Reuters он назвал продукцию Starburcks «подслащенной водой с ароматом кофе».
Как основатель вьетнамского кофейного бренда «Чунг Нгуен», Данг Ле Нгуен Ву – один из крупнейших врагов Starburcks. Основные причины враждебности состоят в том, что Starburcks – всемирный бренд, владеющий свыше 3,3 тысячи магазинов в Китае и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Между тем среди брендов, также вышедших на вьетнамский рынок и тем самым вызвавших немилость национальных кофейных сетей, – The Coffee Bean & Tea Leaf; Gloria Jean’s; Dunkin' Donuts.
Что касается конкуренции на вьетнамском кофейном рынке, несмотря на звучный голос бренда «Чунг Нгуен», его конкурентная сила невысока. Так, например, магазины сети Highlands Coffee, по цене и культуре во многом напоминающей Starburcks, расположены в 80 районах Вьетнама.
Молодая рабочая сила не желает производить кофе
В то же время очевидны тревоги иностранных компаний в связи с дальнейшими перспективами кофейного рынка Вьетнама. Прежде всего, оставляя сельские районы, молодежь все чаще мигрирует в города. Это движение значительно сокращает сельскую рабочую силу и оказывает негативное влияние на кофейное производство.
Будучи крупнейшими производителями робусты в 90-е годы прошлого века, Кот-д’Ивуар и Камерун тоже столкнулись с этой проблемой и впоследствии утратили свое лидерство.
На самом деле, трудно винить вьетнамскую молодежь в том, что она предпочитает жизнь в городе. Если годовой доход трех человек, занимающихся выращиванием кофейных зерен на плантации площадью 1 гектар, составляет около 3 тысяч евро, то работник завода получает до 5 тысяч евро в год.
Другая проблема связана с тем, что во Вьетнаме, где даже леса были превращены в посевные площади, производителям часто не удается расширить кофейное производство, поскольку одновременно с основным занятием они вынуждены выращивать, например, овощи и фрукты.
Еще одна важная помеха – действующий в масштабах страны запрет на возделывание земли площадью больше 3 гектаров.
Один из элементов, который может негативно сказаться на дальнейшем развитии сектора, связан с ролью посредников, приобретающих робусту у производителей и распространяющих товар предпринимателям. Благодаря абсолютному контролю созданной посредниками системы, за спиной у бедных сельчан они зарабатывают большие деньги. Ситуация, складывающаяся между посредниками и сельчанами, не по душе и гигантам продовольственного сектора. Стремясь преодолеть постоянные беззакония, компании все чаще предпринимают шаги в пользу производителей.
Такие бренды-гиганты, как Nestle, Mondelez, или некоторые агентства по развитию, могут напрямую, с помощью местных властей, выйти на производителей и обучить тому, как повысить объемы производства, не расширяя посевную площадь. Например, по сообщениям Le Point, с этой целью к 2020 году Mondelez планирует вложить 200 миллионов долларов. Поддержку в объеме нескольких миллионов долларов также окажет Всемирный банк.
Показатели кофейного рынка Вьетнама:
– мировой лидер по производству и экспорту робусты;
– занимает второе место в мире по производству и экспорту кофе;
– в стране действуют 500 тысяч производителей кофе;
– площадь кофейных плантаций составляет 571 тысяч гектаров;
– в 2012 году произведено 1,76 миллиона тонн кофе;
– доход от производства кофе в 2012 году составил 2,3 миллиарда долларов.