В поисках доказательств высокой германской культуры нацисты в Детмольде обнаружили Эксерские камни. Как находка превратилась в «святыню» - об этом рассказывает выставка в Падерборне.
Когда национал-социалисты в 1933 году взялись за переписывание истории, как это декламировал их главный идеолог Альфред Розенберг (Alfred Rosenberg), они также коснулись личности Карла Великого. С его помощью, как утверждал Розенберг, христианство получило шанс освободиться от средиземноморских оков. Но настоящим героем всемирной истории стал его противник, саксонский герцог Видукинд. Тогда он противостоял христианской религии, которая теперь, «после национальной революции», вновь должна была быть изгнана.
Саксонский вождь был быстро принят в священную триаду образов немецкого прошлого и настоящего – как борец за кровь и землю он стоял в одном ряду с херуском Германом, защищавшим страну от римлян, и Адольфом Гитлером, продолжившим дело обоих в будущем. Для выполнения своего плана Розенберг нашел активных помощников - археологов или, по крайней мере, тех, которые себя таковыми считали.
Между археологами-любителями, краеведами и исследователями германской культуры и нацистской идеологией образовалась тесная связь. Стремительный подъем ухода за наземными памятниками по долгу службы до хорошо подготовленной дисциплины отображен на выставке «Раскопки для Германии. Археология под знаком свастики» в бременском Музее Фокке. О том, как из простого центра притяжения регионального значения возникла «национальная святыня», рассказывается на выставке «Символ Веры. Христианизация Европы в Средние века» в Падерборне. На выставке речь идет о псевдогерманской трактовке происхождения Эксерских камней, расположенных у Липпе-Детмольда.
Солнечная обсерватория высокой культуры
13 свободно стоящих глыб высотой до 40 м из песчаника, реликты, возникшие многие миллионы лет назад на дне моря, издавна вдохновляли романтиков и исследователей-любителей. Одним из них был пастор Вильгельм Тойдт (Wilhelm Teudt) (1860-1942), который еще до начала Первой мировой войны приобрел известность в националистических кругах. После окончания войны он возглавил региональное управление военизированной Организации Эшериха. Кроме этого он занимался исследованием германской культуры.
В своей книге «Германские святыни», многократно переиздававшейся, он говорил об Эксерских камнях как о центральном месте в германской истории. С древних времен они использовались как солнечная обсерватория и культовое место. Здесь саксы поклонялись Ирминсулу, священному дереву, разрушенному воинственными франками. В качестве доказательства Тойдт указывает на средневековый рельеф «Снятие со креста» и дает фантастические интерпретации возникновения расположенных неподалеку объектов.
Вместе со своими сторонниками, собравшимися в «объединении друзей германской ранней истории», Тойдт требовал признания Эксерских камней как «германского Стоунхенджа». Профессиональные раскопки по заказу земельного правительства, однако, показали, что в скалах не были найдены «следы культуры», не считая «наследия туристов».
Главный тезис Тойдта состоял в том, что победа христианских франков практически уничтожила высокую старогерманскую культуру, но вместе с тем привлекла к себе внимание новых «коричневых» господ. Вскоре он смог добиться демонтажа туристической инфраструктуры рядом с Эксерскими камнями и возведения на этом месте «священной рощи».
«Беспорядочная смесь»
К досаде Тойдта ученые начали новые раскопки. Их результат цитирует куратор бременской выставки, Ута Халле (Uta Halle), не без самодовольства. «Толкования Тойдта представляют собой беспорядочную смесь прочитанного (это малая часть) и бездумно сочиненного (большая часть)». Участник заседания, на котором обсуждались находки и получившее известность как «Детмольдская конференция о глыбах», пришел к саркастическому выводу – «Эксерские камни пока что являются германскими».
Чем больше Розенберг и собравшиеся вокруг него ученые дистанцировались от этой темы, тем более активно прислуживал Тойдт Генриху Гиммлеру (Heinrich Himmler). Рейхсфюреру СС «смесь» Тойдта более чем подходила. При помощи основанного в 1935 году «Немецкого общества по изучению древней германской истории и наследия предков» он создал инструмент, чтобы поставить жесткую расовую теорию нацистов на германские основы.
В ходе национал-социалистического образовательного наступления Брауншвейгский собор был переоборудован в национальный мемориал. Церковь Кведлинбурга превратилась в «святую церковь» СС. И вот сербские военнопленные были задействованы в работах по превращению Эксерских камней в «святыню». Дальнейшие сенсационные германские находки отсутствовали, а «священное место отрядов СС» стало использоваться для празднования солнцестояния. Тойдту было присвоено звание профессора и почетного жителя города Детмольда, которое было отозвано лишь в 2010 году.
Во всех изменениях в трактовках истории нельзя винить Эксерские камни. И после заката эры «коричневых» исследователей германской культуры и Третьего рейха, Эксерские камни остались выдающимся местом. Сила притяжения для эзотериков, антропософов, друидов или преподавателей йоги доказывает, что скалы и сейчас могут воздействовать на чувства в противовес разуму.
Выставка «Символ Веры. Как Европа стала христианской» работает в музее Кайзерпфальц и Городской галерее Ам Абдингхоф до 3 ноября 2013 года.
Выставка «Раскопки для Германии. Археология под знаком свастики» работает в музее Фокке (Бремен) до 8 сентября 2013 года.