Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Шведская модель экономического восстановления

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В последние четыре года Европа была источником неослабевающего пессимизма. Кризис евро поставил под угрозу мировую экономику. Швеция сумела избежать кризиса, бушевавшего по соседству от нее, и быстро вернуться на путь устойчивого роста. Она представляет собой надежную модель реформ, которые необходимы многим странам мира.

В последние четыре года Европа была источником неослабевающего пессимизма. Кризис евро поставил под угрозу мировую экономику. Большинство американцев и многих европейцев раздражала необходимость решительно реагировать на неудачи некоторых европейских государств.

Поэтому решение президента Обамы посетить Швецию и встретиться со скандинавскими премьер-министрами накануне саммита G20, который должен состояться в России на следующей неделе, можно назвать блестящим и многообещающим. Швеция сумела избежать кризиса, бушевавшего по соседству от нее, и быстро вернуться на путь устойчивого роста. Она представляет собой надежную модель реформ, которые необходимы большей части Европы и многим другим странам мира, в том числе США, и именно поэтому Обаме стоит обсудить ее историю успеха на саммите G20.

В 1968 году Швеция стала третьей в списке самых богатых стран мира, а в 1970-1980-х годах она превратилась в настоящее государство всеобщего благосостояния и образец того, как нужно управлять экономикой. Согласно результатам исследования, проведенного в 2012 году Исследовательским институтом промышленной экономики (Research Institute of Industrial Economics), в 1991 году она спустилась до 17 места в рейтинге совокупных доходов и пережила тяжелый кризис финансового рынка и рынка недвижимости. Надо отдать ей должное, Швеция сумела виртуозно поменять свой курс и стать образцом разумной экономической и социальной политики.

Читайте также: СМИ Скандинавии Обама предпочел России Швецию

С 2006 года темпы экономического роста Швеции намного превышали темпы роста США и других стран Западной Европы. Согласно данным Международного валютного фонда и Организации европейского сотрудничества и развития, в Швеции сейчас самый низкий индекс инфляции в Европе, она ежегодно имеет положительное сальдо госбюджета, ставки корпоративного налога там гораздо ниже, чем в США, а на исследования и развитие она тратит гораздо больше денег, чем мы. Шведские компании способны выдержать самую жесткую конкуренцию на мировом рынке, и она может похвастаться значительным активным сальдо по текущим расходам.

Министр финансов Швеции Андерс Борг


После кризиса Швеция сократила государственные расходы на 20% от своего ВВП, резко урезав размер социальных выплат, таких как пособие по безработице и пособие по болезни. Ей удалось сократить государственный долг вдвое (сегодня ее долг в пропорции к объемам ее экономики меньше долга США в два раза). Швеция сократила предельные ставки налогов и упростила налоговый кодекс настолько, что сейчас двум третям шведских граждан достаточно по телефону подтвердить правильность своей налоговой декларации, автоматически составляемой налоговыми органами. Швеция провела коренные реформы банковской системы, что позволило ей выйти невредимой из мировых финансовых кризисов.

Швеция также провела структурные реформы. Ее правительства снимали государственные ограничения с одного рынка за другим и провели приватизацию, когда рыночные условия позволили. Все дети в Швеции получают ваучеры, чтобы их родители могли выбрать, в какой школе будет учиться их ребенок — частной или государственной. Шведская социальная защита стала по-настоящему страховой системой, чем она отличается от системы оплаты счетов по мере поступления с массой необеспеченных обязательств, действующей в США.

Также по теме: Еврозона восстанавливается после длительной рецессии быстрее, чем предполагалось


Сегодня Швеция — это государство социального благосостояния, и государственные расходы до сих пор составляют половину ее экономики. Государство финансирует образование и здравоохранение, что характерно для всей Европы. В прошлом Швеция не стала свертывать свою социальную систему, однако помимо резкого сокращения расходов на нее правительство провело макроэкономические и структурные реформы, чтобы сделать ее жизнеспособной, и в значительной степени увеличило ее эффективность, приватизировав многие услуги в сфере образования и здравоохранения. Принцип, которым руководствуется правительство, заключается в том, что успешное общество всеобщего благосостояния должно быть консервативным в вопросах финансов и эффективным в вопросах администрирования. Это и есть тот урок Швеции, которым стоит воспользоваться странам, охваченным кризисом.

Такая политика, основанная на конкуренции и открытости, проводилась большинством шведских политических партий. Можно сказать, что в отношениях между ними царит интеллектуальный консенсус. Социал-демократы продолжили реформы, начатые правоцентристами, и ввели несколько реформ от себя. На пике мирового кризиса профсоюз металлистов согласился с сокращениями заработной платы, чтобы обеспечить свое процветание в долгосрочной перспективе, а их лидер стал председателем Социал-демократической партии трудящихся. В 2010 году шведское правительство было переизбрано на второй срок, тогда как большинство европейских правительств терпели поражения вследствие кризиса. Издание Financial Times назвало Андерса Борга (Anders Borg) лучшим министром финансов 2011 года.

Сегодня Швеция представляет собой сочетания общества всеобщего благосостояния, экономики свободного рынка и высокоэффективного управления. Другие скандинавские государства стараются проводить подобную политику и уже достигли в этом смысле значимых успехов (хотя и не таких впечатляющих, как Швеция). Этот субрегион стабильности демонстрирует, что при условии правильной политики европейские государства могут процветать внутри еврозоны (Финляндия и Дания) и за ее пределами (Швеция и Норвегия). Обаме стоит еще раз подчеркнуть их успех и донести идею успешных реформ до своих коллег, с которыми ему предстоит встретиться в рамках саммита G20.