Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Эта ироничная статья была опубликована 15 января 2001 года в газете «Резонанси». С тех пор прошло 12 лет. Статья повторно была опубликована в газете «24 саати» 3 февраля 2013 года, так как увидел, что страна вновь стоит перед угрозой экстремизма. Возможно, некоторые детали читателю покажутся устаревшими, но актуальность отдельных из них не исчезла и сегодня.

Эта ироничная статья была опубликована 15 января 2001 года в газете «Резонанси». С тех пор прошло 12 лет. Статья повторно была опубликована в газете «24 саати» 3 февраля 2013 года, так как увидел, что страна вновь стоит перед угрозой экстремизма. Возможно, некоторые детали читателю покажутся устаревшими, но актуальность отдельных из них не исчезла и сегодня.

Разумеется, среди читателей найдутся такие, которые напомнят мне - «разве не твое правительство поступало так и так?» Целью повторной публикации этого письма не является критика какого-либо правительства, хотя критика власти времен Шеварднадзе действительно присутствует. Назначение письма всего лишь в том, чтобы увидеть в себе те стереотипы, которые мешают гражданам и обществу развиваться и идти дальше.

Параллельно возрастанию российского влияния на эту маленькую кавказскую страну, и появления все в большем количестве памятников Сталина, естественно, рождает подозрение, что у нашего северного соседа, в нашей стране достаточно много таких, на которых он может опереться. Чем усерднее будем искать кошку в темной комнате, тем неуловимей она будет, если мы не осознаем, что очень часто сами выполняем ту роль, который не смог бы выполнить и самый опытный резидент. Причина – в глубоко укоренившейся «советской ментальности» со своими русскими аргументами, которые и сегодня не теряют силу.

Наша цель именно классификация и анализ стереотипов, внедренной российской пропагандой. Нет ни одного члена общества, который хотя бы раз в жизни не привел один из нижеперечисленных «русских аргументов». Поэтому, нам самим надо осознать, насколько мы свободны от них.

Здесь же хочу сделать одно очень важное примечание: некоторые стереотипы (в том числе, единоверия) укоренились гораздо ранее, еще до создания советского союза. Но нас интересует не их генезис, а влияние на наше сознание и повседневный быт.

То, что все это проявляется в нашей будничной жизни, выражается не только в политических фактах. «Есть российский включатель?» «московский шоколад все же был другим», «на наших дорогах лучше 07» и т.д. – вспомните эти обиходные фразы и вы догадаетесь, почему министр энергетики хочет обеспечить Грузию обязательно именно российским газом.

Стереотип 1: Единоверие

Первый, кто ополчился против «стереотипа единоверия» был Николоз Бараташвили (грузинский поэт начала ХIX века, прим. ред.) «Единоверие не является благом для государства, когда есть неоднородность между нациями». Если у кого-то хватит смелости пренебречь «разностью свойств» грузинских и русских народов, пусть не продолжает чтение данной статьи.

Когда Россия бомбит Шатили или перекрывает газ, почему-то она не помнит, что и мы православные. А те русофилы, которые все-таки указывают на этот стереотип, пусть вспомнят, что разрушение Сербии во многом предопределила политика, основанная на мифе единоверия.

Стереотип 2: Русская культура

Грузия находится на переходном этапе не только потому, что надо провести реформы в той или иной сфере или усовершенствовать законодательство. Переходность выражается в том, что население этой страны потихоньку отрывается от русской книги, телевидения, эстрады. Недалек тот день, когда прием Аллы Пугачевой президентом Грузии останется лишь неприятным воспоминанием.

Что касается Достоевского и Толстого, наверное, настанет время, когда грузины прочтут их в английском, французском или немецком переводе и ничего особенного в этом нет. Мы ведь читали Шекспира, Бальзака и Гессе в русском переводе.

Стереотип об особенности русской культуры и особого отношения к ней грузин питает миф о существовании двух, плохой и хорошей России. Вроде как российские политики олицетворяют плохую Россию, а представители русской культуры – хорошую. Вспомните поддержку всего российского общества вандальной акции против Чечни и поймете, что российскую политику идейно питает именно та культура, которая так нам «близка».

Стереотип 3: Современная грузинская культура (особенно кино) была создана в советское время (т.е. в период русского колониализма).

На этот стереотип я отвечу басней прекрасного русского эмигранта, Матвея Маля. Согласно Малю, советский аргумент в отношении того, что в течение 70 лет Россия из лаптевой превратилась в атомную (что в своей основе повторяет происхождение современной грузинской культуры в условиях русского колониализма), похожа на следующую ситуацию: скажем, нас преследуют вооруженные люди, но мы успели укрыться от них в лесу. Пока они нас сторожили у леса (все 70 лет), мы, тем временем, научились строить лачуги из древесной коры и готовить из ягод разные кушанья. И вот, когда они от нас отстанут, мы будем говорить – если б не они, мы б не научились строить лачуги и готовить блюда из ягод. Но может, мы и до этого строили дворцы? Почему мы думаем, что без России в Грузии не было бы создано ничего?

До искусства надо усвоить свободу культуры. Тремя веками до Шекспира англичане дали миру Magna Karta Libertatum - Великую хартию вольностей. До появления Руставели у нас был долгий период свободны, что стало итогом многовекового стремления к нему.

Стереотип 4: мы все равно азиаты

Очевидно, Россия чувствует конец своего пребывания на Кавказе, поэтому, она хочет доказать не свое преимущество, а подчеркнуть, что, у Грузии нет ничего общего с тем пространством, к которому она стремится. Фраза «мы все же азиаты» из той же оперы русских стереотипов. Присущий нашему государству азиатский авторитаризм берет свое начало именно с этой фразы. Жить сегодняшним днем общая черта «азиатского» менталитета.

Что касается датчанина или шведа, они не могут жить сегодняшним днем, так как северный климат вынуждает думать о завтрашнем дне. Для нашего правительства зима всегда наступает «внезапно», более того, настолько «внезапно», что не успеваем подготовиться.

Стереотип 5: нейтралитет в геополитике

Не случайно сторонниками этой идеи являются Джаба Иоселиани или Тенгиз Китовани. Аргумент, что пускай выйдут российские базы, но не войдут натовские войска, снова и снова, часть московской риторики. Вспомним, с какой легкостью Москва вывела войска из бывших стран социалистического лагеря, но категорически против была членства Польши,Чехии и Венгрии в НАТО.

Если призыв Пантелеймона Гиоргадзе «Русские! Не выводите базы из Грузии!» рассчитан на поредевшие ряды сталинистов, идея нейтралитета ставит целью внести идеологическую неразбериху в широкие слои общества.

Что касается Швейцарии, сначала надо устроить так страну и затем думать о нейтралитете, если будут на то возможность и голова. Надежда на то, что Россия будет соблюдать условия нейтралитета с нами, неубедительны.

Стереотип 6: Америка такая же империя как Россия

В этом стереотипе ясно виден элемент, который придает живучесть всем стереотипам – необразованность. Когда вы рассуждаете с помощью этого аргумента, надо хотя бы предусмотреть английскую Magna Karta Libertatum 1215 года, или Декларацию Независимости США 1776 года, или Декларацию прав человека Франции 1789 года.

Традиции западного мышления ничего общего не имеют с русским тоталитарным мышлением. Человеческое достоинство как данность уже существовало внутри каждого западного государства, прежде чем оно стало бы предметом защиты международного сообщества. Россию же, наоборот, только международные обязанности вынуждают уважать честь и свободу личности.

Американская «имперскость» состоит в том, чтобы вынудить правительства России, Сербии, Грузии или стран типа Ирака, соблюдать права человека. Если кто-то хочет, чтобы полиция являлась ежедневной угрозой, вместо того, чтобы защитить, то пусть Америка будет империей, а западное искусство (понятая как голливудская порнография) злом, направленным на наше вырождение.

Интересно, но у голландцев или датчан нет боязни того, что Германия или Франция смогут их ассимилировать. Только тот, кто пустой изнутри, может бояться, что кто-то или что-то сможет его деградировать. Для отшельника Илии Чавчавадзе трагедией послужила не красота пастушенки, а трещина во внутреннем мире самого отшельника.

Стереотип 7: Турция нас проглотит

Западная культура содержит и положительные элементы, к тому же, наше прошлое доказывает тенденцию нашего стремления к Европе. Поэтому, создать из запада враждебную икону, трудновато. Если в тебе все же преобладает гэбэшный элемент, то можешь доказывать, что «очень даже нравиться старая Европа и ненавидишь янки, потомков бандитов, которые упрятали индейцев в резервациях».

Но вот создать образ врага из Турции не составляет никакого труда: для этого достаточно и школьного учебника истории. А если от вашего собеседника вы услышите, что спустя 30-50 лет Турция, Северный Кавказ, Азербайджан, Иран (где, оказывается, очень мало чистокровных персов) и Средняя Азия совместно создадут общее турецкое государство и проглотят Армению и Грузию, то дело точно имеете с чистокровным гэбэшником.

При таких аргументах можно только улыбнуться, или надо знать хоть кое-какую информацию об Ирано-Азербайджанском противостоянии, или о европейской ориентации Турции, или, в конце концов, о международном праве.

Интересно, когда Турция присылает береговой катер для охраны прибрежной полосы, знает ли турецкий капитан, что шире и аппетитнее надо раскрыть рот?

Стереотип 8: мусульманские чеченцы и христианские грузины

Развязав войну в Абхазии, Россия смогла не только нарушить нашу территориальную целостность и поссорить с нашими братьями, но разбудила в нас несколько исторических стереотипов. Интересно, что ужасные кадры чеченской войны не смогли разбудить в некоторых грузинах элементарную человеческую жалость.

Но тот факт, что внутрикавказское противостояние спровоцировано Россией и работает в ее пользу, все же недостаточно для освобождения от гэбэшного мышления.

Стереотип 9: армянин – наш главный враг

Сказанное в адрес чеченцев остается в силе, когда речь идет о грузино-армянских отношениях. Создается впечатление - почти у каждого армянина есть комплекс, что каждый грузин видит в нем потенциального предателя. Почему-то, мы с легкостью верим и этому стереотипу, который питается от российской империалистической политики и забываем, что «от постоянного восклицания, дерево может и вправду высохнуть». Если мы в армянах (как и в любой иной национальности) замечаем что-нибудь коварное, то мы это считаем его природным состоянием и не думаем о том, что любое неугодное отношение (если такое существует) со стороны армян, в первую очередь, питается от нашего недоверчивого к ним отношения.

Постоянные разговоры том, что в Джавахети может что-то произойти, рассчитано на то, чтобы российская база не покинула Ахалкалаки.

Стереотип 10: Грузия мучается

Если обратить внимание на будничную речь рядового грузина, его патриотизм выражается только в беспокойстве, что «Грузия мучается». Это также является продолжением российского имперского мышления и указывает, что мы абстрактно думаем о стране, но не о каждом человеке в отдельности. Как вы знаете, и сегодня русская военная машина каждого человека воспринимает не иначе, как пушечное мясо, а не как самостоятельную ценность. Пока нас не будет беспокоить тяжелая жизнь каждого человека в этой стране, и мы ограничимся лишь произнесенным тостом, что «Грузия мучается», до тех пор будет так жить большинство наших граждан.

Стереотип 11: «Дети капитана Гранта»

В несчастье Грузии повинны не только люди другого вероисповедания (стереотип 1), иных культурных традиций (стереот.2,3,4), из других стран (стереот.5,6,7) или другой национальности (стереот.8,9,). Враги не смогли бы добиться ничего, если бы крепость не пала изнутри. Поэтому, в каждом несчастье, которое обрушилось на Грузию, повинны также правозащитники, журналисты, НПО, которых питают грантами зарубежные масоны.

Интересно, что грузин не очень-то раздражает какой-либо коррумпированный министр, растративший огромные кредиты (оплачивать которые должны мы), потому что и он сам поступил бы так на его месте, сколько правозащитники, которые защищают те или иные права человека. Хотя грант, который они получают, идет на благие общественные дела и более того, никого не обременяет, как долг.

Дело в том, что тот, кто растратил кредиты, ни от кого не требует изменения образа жизни, тогда как НПО и журналисты постоянно напоминают гражданам, что старые, порочные правила жизни надо изменить на новые формы. Изменение образа жизни обыватель понимает, как отказ, побывать в кабаках «Салобие» в Мцхете (где готовят блюда из фасоли) или в хинкальной на Велиаминова. Именно это и вызывает их раздражение.

Надо сказать, что большинство из наших граждан к самобытности грузин относит бесконтрольную трату финансов (к тому же, не только из госбюджета) и грузинское застолье. Но ведь хинкали любят и те, кто стремиться установить новые правила жизни в Грузии.

Стереотип 12: кто стоит за телепередачей «60 минут»?

Почему то, наше общество больше интересуется тем, кто за кем стоит, в том числе и в интимных отношениях, нежели тем, были ли потрачены бюджетные деньги на целевые направления. Вопрос чаще всего возникает в отношении СМИ и ответ на него требует анализа совкового образа жизни.

Бескорыстие незнакомо для общества, основанного на страхе и доносе. В советское время один человек мог помочь другому только ради корысти (деньги, должность), поэтому, для такого общества чужда солидарность ради принципов. Например, когда все СМИ критикуют власть за неспособность решать проблемы, экс-секретарь ЦК, а ныне президент, воспринимает это как спланированную кем-то тотальную информационную атаку на власть.

Ненависть к свободным СМИ (в этом случае «60 минут» (аналитическая передача на «Рустави 2»- ред.) является лакмусовой бумагой) – типичный совковый стереотип. Свободные СМИ не позволяют расслабиться, более того, ежедневно освещают новые проблемы. Этим они разрушают твое самодовольство, ауру сытности и заставляют тебя лично (а не ЦК или канцелярию президента) позаботится о своем же завтрашнем дне.

Частью гэбэшней риторики является фраза: какое имеет значение, кто - КГБ или ЦРУ - стоят за твоей спиной (см. стереот.5. о геополитическом нейтралитете), и указывает на подозрительность «гомо советикуса», что за свободными СМИ стоят именно ЦРУ или Моссад. К тому, же, у президента, бывшего секретаря ЦК, есть своя фраза: «страна наполнилась иностранными агентами». Если это так, то кто в этом ответственен, если не сам президент, в прошлом занимающий должность секретаря ЦК?

Тест на самом себе

Можно продолжить перечисление стереотипов, но для иллюстрации ситуации достаточно и вышеперечисленного. Теперь настал час оценить самого себя, исходя из этих стереотипов.

Если вы разделяете все приведенные стереотипы, то, возможно, вы знаете место пребывания Игоря Гиоргадзе.

Если вы симпатизируете аргументам частично, то в таком случае, ваш максимум - членство в партии Пантелеймона Гиоргадзе.

Если вам близки некоторые фразы и к тому же, трудновато найти между ними связь, то у вас есть шанс, принять участие в выборах 2003 года по списку «Гражданского союза» или «Возрождения».

Если ни один стереотип не разрушает вашу веру в демократию, то, у вас точно нет права на спокойный сон: вы не заслуживаете такой недееспособной власти и очередного российского рабства.