Игорь Сечин, как физическое лицо, хотя обладающее, как президент Роснефти и экс-вице-премьер путинского правительства, серьезным положением, получил кредит в банке. Небольшой, всего какие-то 60 миллионов долларов. О таком кредите многие российские компании могут только мечтать: доступ к кредитам в России блокируют бюрократические дебри и нежелание банков расставаться с деньгами. Эта проблема уже много лет тормозит экономическое развитие, о котором много говорится, но для которого мало делается.
А тут гражданин Сечин приходит в банк и получает два миллиарда рублей, чтобы купить немного акций. Вместе с гражданином Сечиным приходит группа соратников, которым тоже перепадает от банков какая-то сумма на акции.
Читайте также: Россия - споры по поводу новой работы Сечина
В целом менеджеры нефтяной компании «Роснефть» потратили за последнее время на акции своей фирмы около трех миллиардов рублей. Но и это еще ничего по сравнению с тратами руководителей частного ЛУКОЙЛА, которые инвестировали аналогичным образом миллиард долларов. Как объяснил вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун, на покупку пошли средства от дивидендов и кредитов.
Бизнесмены объясняют инвестиции верой в собственные компании, их будущее и развитие. Это вполне осмысленно и повышает котировки (хотя зачастую всего на один день). Однако чтение российских комментариев оставило у меня впечатление, что многие россияне предпочли бы, чтобы гражданин Сечин и ему подобные высокооплачиваемые менеджеры совершали покупки за свои частные средства, как делают это миллионы мелких акционеров.
Такой принцип — покупка акций только на свои деньги (сбережения, дивиденды) — должен распространяться на менеджеров не только российских, но также польских и европейских компаний. Это повысит уровень доверия к фирмам, поскольку тот, кто рискует собственными средствами будет вкладываться в результат, зная, что любые убытки больно ударят по нему самому.