В калийной войне Минск нанес новый удар. 2 сентября стало известно, что возбуждено уголовное дело против основного акционера «Уралкалия» Сулеймана Керимова. Следственный комитет Белоруссии постановил заключить российского олигарха под стражу, он объявлен в розыск, в том числе через Интерпол. Белорусские обозреватели делают вывод, что Александр Лукашенко идет на эскалацию конфликта.
Над сторонами начинает довлеть логика развития конфликта, считает минский политолог Валерий Карбалевич. В комментарии для Naviny.by он отметил, что Москва после ареста гендиректора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера 26 августа в Минске «сделала уже несколько залпов». Так, вице-премьер Аркадий Дворкович пригрозил сократить поставки нефти, помощник российского президента Юрий Ушаков артикулировал требование немедленно освободить топ-менеджера.
После этого белорусское руководство было просто обязано ответить новой дерзостью: иначе подумают — заробело. Дело против Керимова — это, по логике белорусских властей, «наш ответ Чемберлену», поясняет Карбалевич.
«Уралкалию» ставят подножку
Россия Керимова не выдаст, уверен эксперт, но вот выезжать за пределы страны тому будет проблематично.
Правда, иные обозреватели указывают на то, что у олигарха-сенатора — дипломатический паспорт, с которым можно, пожалуй, раскатывать по планете (объезжая Белоруссию) безбоязненно. Но вот Анатолий Кучерена, адвокат Керимова, такой уверенности не демонстрирует, напротив, намерен рекомендовать клиенту отказаться от выезда за границу, чтобы избежать ареста. Мол, с Интерполом шутки плохи, так как там не выясняют подлинность или обоснованность объявления того или иного лица в розыск, передает слова Кучерены Интерфакс.
Ранее же в розыск через Интерпол были объявлены еще четыре россиянина — менеджеры, причастные, по версии белорусских органов, к надувательству Минска в рамках совместного трейдера — Белорусской калийной компании (БКК). Передвижение этих персон «Уралкалия» по миру также теперь затруднено. Короче, как в старом фильме: «Замуровали, демоны!». Плюс репутационные издержки. Все это подрывает работу с клиентами в решающую пору, когда надо столбить позиции на поплывшем мировом калийном рынке.
«Есть сведения, — говорит Карбалевич, — что некоторые партнеры «Уралкалия» уже притормозили переговоры».
Таким образом, белорусское руководство как минимум удовлетворяет жажду мести за развал БКК, нанося «Уралкалию» ответный урон. На этом фоне также повышаются шансы перетянуть некоторых клиентов. Ведь теперь Минск вынужден практически с нуля плести собственную сеть продажи калия.
Экономика по-белорусски: ордер, наручники, камера
Отдельный вопрос: как так получилось, что продажу калия — стратегического сырья, дававшего большой приток валюты в белорусскую казну — передоверили чужакам?
Если даже взять на веру все обвинения, которыми фонтанирует ныне пропаганда официального Минска, то остается вопрос: почему «засланные казачки», исполнявшие коварный план Керимова, столь долго разводили как лохов густо сидевших в том же офисе БКК белорусских начальников разного калибра, вплоть до гендиректора? Ведь компания функционировала на паритетных началах.
Напрашивается вывод: или коррупция, или профнепригодность. Понимают ли вообще в белорусской госэкономике, что такое заниматься бизнесом, просчитывать риски, страховаться от недобросовестности партнера-конкурента? А может, до поры до времени некие серые схемы устраивали как Керимова, так и Минск? Да, и почему такое масштабное вредительство, подкоп под стратегический актив не раскусили раньше, до керимовской попытки блицкрига в конце июля, могучие спецслужбы Лукашенко? Здесь ведь не игрушки, цена вопроса — миллиарды долларов.
Все это наводит на грустные мысли о качестве нынешнего правящего класса и его структур, назначенцев. Сначала оказались в дураках, а теперь вот пытаются выправить дело как умеют: наручники, СИЗО, веер ордеров на арест. Так можно отомстить, даже отыграть какой-то куш (сто миллионов долларов ущерба, фигурирующих в деле Баумгертнера, похожи на завуалированный счет, цену выкупа), но в принципе экономикой так не рулят.
Прилетит ли Путин на «Запад-2013»?
Но разборки с «Уралкалием» — это лишь один из уровней многослойного конфликта. Более высокий уровень — политизация вопроса, попытка втянуть в сюжет российского президента.
И в этом плане «уголовка» против миллиардера — «решение довольно скандальное», подчеркивает Карбалевич, «ведь Керимов — член Совета Федерации, сенатор». То есть налицо атака на политическую фигуру, и «Путину теперь отмахнуться нельзя».
Минский политический обозреватель Роман Яковлевский допускает, что «апогей калийного конфликта может совпасть с активной фазой российско-белорусских учений «Запад-2013». По словам собеседника Naviny.by, интрига в том, прибудет ли в Белоруссию на маневры Путин.
Предыдущие учения такого рода «Запад-2009» многим запомнились золотым пистолетом, который подарил Коле — младшему сыну белорусского президента его тогдашний российский коллега Дмитрий Медведев, прилетавший к союзнику засвидетельствовать «братство по оружию».
«Если сейчас на учениях встретятся два президента, то они и разрулят калийный конфликт», — предполагает Яковлевский. Но уверенности в таком относительно быстром исходе противостояния у обозревателя нет.
«Разборки по понятиям» будут и впредь
Да, Лукашенко накатом на сенатора Керимова как бы троллит Путина. Но это лишь одна сторона медали. С другой стороны, белорусские телеканалы широко ретранслировали недовольство Игоря Сечина, главы «Роснефти», намерением «Транснефти» урезать поставки на Мозырский и Новополоцкий НПЗ: «Мы поставляем туда сырье, перерабатываем. Нам там все нравится… Мы же не можем убытки нести. Кто нам их компенсирует?».
Не исключено, что начинает сбываться расчет белорусского руководства вбить клин между «путинскими» и «медведевскими» (к которым причисляют и Дворковича, и Керимова). Если российский президент действительно не прочь отодвинуть подальше Медведева (поговаривают, что скоро будет новый премьер) и его людей, то Лукашенко разжиганием калийной войны парадоксальным образом может подыграть хозяину Кремля. Тогда Баумгертнера и Керимова «сольют», предрекают некоторые наблюдатели.
Но даже если отбросить такую сложную комбинацию, то надо учесть, что у российского президента и так пухнет голова: американцы вот-вот могут грохнуть режим Асада, с Украиной кашу не сварить, сочинская Олимпиада на носу… А вдобавок, уже следует готовить пакет документов по Евразийскому союзу. И как это сделаешь, будучи на ножах с Лукашенко?
Так что, при всей непредсказуемости любой войны (тем более что позиции белорусского руководства гораздо уязвимее, чем в 2010 году, когда Минск бодался с Кремлем на фоне оттепели в отношениях с Западом), калийный конфликт имеет шансы закончиться компромиссом при вмешательстве (возможно, завуалированном) Кремля.
Другое дело, что это не изменит порочной основы постсоветской интеграции. Авторитарные режимы просто не умеют строить отношения цивилизованно. И потому «разборки по понятиям» будут раз за разом вспыхивать и впредь.