На пляже Вагатор солнце заходит над морем. Из грязноватого бара неподалеку пахнет марихуаной – там по вечерам собирается, чтобы забыться, местная неприкаянная публика. Парочка европейских пенсионеров пробирается между коровами и мусорными кучами, мрачно поглядывая на индийскую молодежь, с воплями шныряющую вокруг на прокатных мопедах и передающую друг другу бутылки с пивом.
Гоа – индийский курортный штат, гедонистическое прибежище хиппи. Обещание солнца, песка, дешевого пива и наркотиков как магнитом притягивает сюда молодежь и бюджетных туристов, ищущих альтернативу испанскому побережью. Особенную доступность Гоа придало произошедшее в этом году падение индийской рупии. Однако сейчас эта любовь проходит. Многолетняя разруха и дурное управление заставляют британских туристов искать другие места.
«Скатертью дорога», – отвечает на это Гоа. Штат больше не хочет видеть у себя ни их, ни других гостей, ограниченных в средствах – в том числе, индийцев. Устав быть индийским ответом Блэкпулу, он хочет превратиться в нечто более престижное.
«Имидж Гоа гибнет, – говорит Джон Лобо (John Lobo), представляющий владельцев популярных гоанских пляжных домиков. – Штату нужно попытаться остановить наплыв бедных туристов – индийских и иностранных. На мой взгляд, нужно приветствовать приезд туристов со средним и высоким доходом. Многие европейские туристы почти не тратят здесь денег».
Сейчас, когда должен начаться сезон, идут разговоры о наведении порядка и новых перспективах. Время продажи алкоголя было сокращено, танцевальные бары запрещены, на дискотеках начались проверки, распитие спиртного на пляжах тоже попало под запрет. Министерство туризма выделило 7,5 миллиона фунтов на туристические проекты, включая поле для гольфа, вертолетные экскурсии и причал для круизных судов. Поговаривают также об океанариумах и парках развлечений.
Однако, возможно, уже поздно. Сейчас в Гоа приезжает на 23% иностранных туристов меньше, чем в 2010 году. В этом году стоимость визы взлетела с 32 фунтов до 82 фунтов, плюс еще 10,2 фунта за оформление, и даже несмотря на падение рупии, туристы теперь присматриваются к другим азиатским курортам – например, к Таиланду и Вьетнаму.
Цифры, опубликованные на прошлой неделе Министерством туризма, показывают, что штат отстает от множества менее известных туристических мест Индии. В последние пять лет туризм на Гоа рос всего на 0,08%. Даже в Бихаре – самом бедном штате в стране – рост в прошлом году был больше. Британских туристов в Гоа в 2010 году приехало 154 122, а в прошлом году 119 891.
Критики Гоа считают, что штат сам виноват в своем состоянии, и что если он хочет привлечь обеспеченных туристов, ему придется постараться. По их мнению, сменявшие друг друга правительства Гоа уделяли недостаточно внимания отрасли, которая сейчас приносит штату основные доходы. Результатом этого стали горы мусора – в частности на обочинах дорог,– которые некуда вывозить. Пляжи остаются грязными, засыпанными битым стеклом и пропитанными нефтью, которые танкеры сливают у побережья.
В Штате хозяйничают мафии, занимающиеся наркотиками и недвижимостью. Дешевый алкоголь привлекает в него шайки пьяниц, присутствие которых угрожает и местным жительницам, и туристкам. МИД Британии предупреждает граждан, собирающихся посетить Гоа: «Имеются сведения об ограблениях, изнасилованиях и смертях туристов, в том числе из Британии, предположительно, употребивших напитки, в которые было что-то подмешано. В 2012 году в штате умерло 29 британцев. Часть из этих смертей связывают со злоупотреблением наркотиками или алкоголем. Также известен ряд громких инцидентов, связанных с предполагаемыми изнасилованиями иностранок, в частности британок. Избегайте посещать пляжи после наступления темноты, так как вы рискуете стать жертвой нападения стаи бродячих собак, ограбления или нападения сексуального характера».
Система правосудия не вызывает доверия. Спустя пять с половиной лет после гибели на пляже в Анджуне несовершеннолетней британки Скарлетт Килинг (Scarlett Keeling) дело против двух мужчин, подозреваемых в причастности к ее смерти, продолжает тянуться и явно не собирается заканчиваться.
Шотландский пенсионер Джон Макгинли (John McGinley), проживающий в жилом комплексе в курортном городе Калангут, говорит, что туристы чувствуют себя беспомощными. «Из-за полицейской коррупции и нежелания полиции регистрировать преступления иностранцам практически невозможно добиться правосудия, – объясняет он. – Полиция просто отказывается заниматься связанными с ними преступлениями».
Некоторые из проблем, о которых пишут местные газеты, граничат с абсурдом: евнухи, пристающие к туристам на пляжах и требующие денег, полиция, разрезающая лежаки на пляжах пилами, чтобы очистить место. В итоге многие британские туристы, возвращавшиеся сюда год за годом, решили, что с них хватит.
Бывший владелец бара, вернувшийся в Британию, заметил, что его клиентам надоело неуважение. «Оказалось, что большинству гоанцев от британцев нужны только деньги, – утверждает он. – Мы больше не могли выносить все это – людей, мочащихся на улицах, плевки, мусор. Многие из наших клиентов считают точно так же и больше туда не поедут».
Ну и хорошо, отвечает на это Лобо, генеральный секретарь Общества по защите интересов владельцев пляжных домиков. Вместо индийских пьяниц, которые дерутся и преследуют женщин, и вместо экономных иностранных пенсионеров Гоа нужны состоятельные туристы, полагает он. Он криво усмехается, описывая пару своих типичных клиентов: «Ко мне каждый день ходит парочка британских пенсионеров – муж и жена. Мужчина заказывает одну кружку пива, женщина ничего не заказывает – по дороге они покупают в местном магазине воды и печенья. Когда она думает, что ее никто не видит, она засовывает голову в сумку, съедает печенье, а потом закрывает сумку».
Другие покупают чашку чая, просят еще чашку кипятка и делят один чайный пакетик на двоих. «Сюда приезжает много пенсионеров, – объясняет он. – Жить на родине они не могут себе позволить. Они мне говорят: “Мы на пенсии. Ты тратим выплаты на отопление, которые нам дает правительство – этих денег вполне достаточно на жилье. А нашей пенсии с избытком хватает, чтобы здесь жить”».
«Не то, чтобы мы были им не рады, но нельзя ожидать, что все будет идеально, если ты ничего не делаешь для штата».
Теперь с необходимостью перемен согласны и власти штата. «Мусор считается третьим (после наркотиков и проституции) препятствием приезду богатых туристов в Гоа», –заявил недавно премьер-министр Гоа Манохар Паррикар (Manohar Parrikar).
Избранный в прошлом году Паррикар в свое время клялся очистить штат от мусора в течение трех месяцев после своей победы. Теперь он обещает открыть до конца года три завода по переработке мусора. Однако большая часть проектов существует только на бумаге. Открывающийся в этом месяце терминал аэропорта, строительство которого долго затягивалось, еще не подключен к канализации.
Существуют планы разместить на пляжах для безопасности сотни вооруженных охранников, но когда полицейский инспектор организовал серию антинаркотических рейдов по дискотекам, министр вынес ему выговор и перевел его в дорожную полицию.
Говорить просто, но сделать что-то – сложнее, объясняет Лобо: «Между полицией, политиками и различными сферами антиобщественной деятельности существует множество связей. Если эти связи прервутся, в Гоа многое сможет измениться. Индия известна во всем мире как коррумпированная страна, и быстро искоренить эту коррупцию не получится».
Из-за падения рупии многие индийцы в этом году не поедут за рубеж. Гоа это может сыграть на руку. Однако, по словам Франсишку де Браганса (Francisco de Braganca), президента Ассоциации туризма и путешествий Гоа, на самом деле, штату в первую очередь необходимо больше туристов, готовых останавливаться в его немногочисленных пятизвездочных отелях.
«Мы хотим сделать Гоа мирным местом, а не переполненным курортом, куда не хотят ехать туристы, готовые тратить деньги, – заявил он. – Я не хочу, чтобы штат ассоциировался с гедонизмом. Если турист ищет здесь именно этого, я думаю, нам лучше будет обойтись без такого туриста».