Во всей информационной шумихе, которая поднялась по поводу возможной карательной операции США против вооруженных сил сирийского режима, у нас оставили практически без внимания других участников конфликта: исламистов.
Последние дни все больше членов сетевого исламистского сообщества (многие из них напрямую или косвенно принимают участие в сирийском конфликте) активно обсуждают новую популярную тему: они боятся, что их лидеры, боевики и базы тоже могут стать целями крылатых ракет «Томагавк». Хотя ни один западный политик открыто не заявлял о вероятности такого сценария, масштаб обсуждения говорит сам за себя.
За последние полтора года исламистам удалось заметно укрепить позиции на Ближнем Востоке. Организация «Джабхат ан-Нусра» поддерживает военное присутствие в 11 из 13 сирийских провинций, а возникшее всего четыре месяца тому назад «Исламское государство Ирака и Ближнего Востока» (ответвление «Аль-Каиды» в Ираке») следует за ней по пятам.
Это не говоря уже о по меньшей мере еще десяти радикальных исламистских группах, которые действуют на местном уровне по всей стране. Подобное расширение географического охвата и влияния исламистов, понятное дело, представляет собой проблему для Запада в долгосрочной перспективе, что не может не беспокоить радикалов.
Предупреждения и рекомендации
В послании под названием «Важные инструкции… Пока США не начали свою операцию», которое появилось в социальных сетях 27 августа, один из лидеров «Фатх аль-Ислам» Абдулла Шакер отметил следующее: «На каждую из ракет, которая ударит по [сирийским] пусковым установкам, придется еще одна, нацеленная на позиции моджахедов». Тем самым он дал понять, что задачей ударов будет уничтожить как можно больше лидеров исламистов. Шакер советует всем исламистам «сменить позицию, укрыться и не появляться на публике». По его словам, предыдущий опыт в Мали, Ираке и Афганистане показал, что «моджахедов уничтожили крайне быстро», если те не приняли меры предосторожности. Кроме того, он не рекомендует использовать средства ПВО во время американских авианалетов, потому что это будет самоубийственным шагом.
Подобные предостережения и советы давали также и члены «Джабхат ан-Нусра», и в частности «брат, который хорошо знает американские СМИ». 25 августа он заявил, что за первой волной американских ударов по «радарам, системам ПВО, заводам химического оружия и складам» сирийской армии последует вторая, которая будет нацелена на «тренировочные лагеря «Джабхат ан-Нусра», лидеров движений и исламские суды». К тому же, он рекомендует всем лидерам «перебраться в другие место… не устраивать встречи и не собираться в большом числе в одном месте… пустить волну дезинформации насчет наших планов и передвижений, чтобы запутать врага».
Хотя расположение командования исламистских движений держится в строжайшем секрете (настоящее имя главы «Джабхат ан-Нусра» Мохаммеда аль-Голани до сих пор неизвестно), местонахождение их объектов не является тайной. Более того, исламистские СМИ регулярно сообщают о создании в том или ином городе нового штаба, исламского суда и т.д. Фотографии и видеозаписи встречаются повсюду.
Это связано с тем, что радикальные группы пустили корни в обществе, что в первую очередь относится к северным провинциям Алеппо, Идлиб и Ракка, а также Дейр аз-Заур на востоке. Там они управляют городами, деревнями и даже столицей провинции Ракка и, следовательно, нередко действуют совершенно открыто.
Хотя в теории удар по инфраструктуре исламистов не представляет труда, сопутствующий ущерб будет неизбежен и во многих случаях достигнет впечатляющих масштабов. Кроме того, сильнейшая изменчивость сирийского конфликта откроет перед активистами немало возможностей для бегства.
Как бы то ни было, несмотря на все существующие опасения, исламисты, по всей видимости, не внесли существенных изменений в свои операции в Сирии. Не относится это, пожалуй, только к «Исламскому государству Ирака и Ближнего Востока», которое начало операцию «Вулкан мести» в ответ на предполагаемую химическую атаку в Гуте 21 августа.
26 августа, в первый день операции, боевики движения обстреляли из минометов и ракет центр Дамаска. Часть ударов была направлена на гостиницу Four Seasons, где в тот момент находились инспекторы ООН, которым было поручено расследовать обстоятельства возможного применения химического оружия. Тем временем «Джабхат ан-Нусра» (группа тоже решила поквитаться в соответствии с исламским понятием «кисас» - око за око) продолжил активные действия по всей стране: 25 августа исламисты убили губернатора Хамы, а на следующий день захватили стратегический город Ханасер в провинции Алеппо.
Таким образом, если исламисты и начнут какие-то перемещения в качестве меры предосторожности, они коснутся лишь самых высокопоставленных членов командования. Это полностью согласуется с озвученной в интернете позицией многих влиятельных радикалов, которые полагают, что группам чрезвычайно важно продолжать операции даже в случае ударов по их лидерам и объектам: «Любой спад в нашей работе будет рассматриваться как поражение».
Исламское государство
Если несколько отвлечься от Сирии, стоит обратить внимание на репортаж The Jordan Times от 27 августа. Известный иорданский салафит Мохаммед Шалаби объясняет изданию, что единственная причина возможной западной операции в Сирии заключается в том, чтобы «помешать сирийскому народу создать исламское государство». В том же самом материале предполагаемый представитель сирийских исламистов утверждает, что «Джабхат ан-Нусра» и другие радикальные движения уже приняли решение ударить по Западу в Сирии и за границей, если тот нацелится на их бойцов.
Хотя это заявление, скорее всего, и является блефом, нужно отметить, что угрозы ударов по Западу за пределами Сирии со стороны находящихся в стране исламистов звучат исключительно редко.
Ни для кого не секрет, что исламисты во всем мире относятся к Западу крайне враждебно и скептически воспринимают его мотивы, заявления и политику. С самого начала конфликта в Сирии исламисты считают, что Запад отказывает в поддержке сирийской оппозиции, так как тем самым хочет затянуть войну и в конечном итоге навязать всем мир с сохранением у власти президента Башара Асада. Это является продолжением аргумента Шалаби, который отталкивается от постулата о враждебности Запада к исламу.
Однако, кто бы что ни говорил, одно можно утверждать совершенно точно: удары США по сирийской военной инфраструктуре все же начнутся на том или ином уровне. Если, как надеются многие сирийцы, эти удары ослабят военно-воздушные силы правительства и станут препятствием на пути продвижения исламистских радикалов, то проблема длительного и масштабного присутствия исламистов все равно останется серьезной причиной для беспокойства западного руководства.
Если же режим Асада все-таки рухнет, стране не избежать нового конфликта, конфликта, который решит, кто возьмет в свои руки бразды правления Сирией. А в такой ситуации не считаться с исламистами никак не получится.