В интервью Associated Press и российским телеканалам во вторник российский президент Владимир Путин выразил сомнение в утверждениях США и других стран о том, что сирийские войска использовали химическое оружие в атаке 21-го августа, в ходе которой недалеко от Дамаска было убито 1429 человек.
«Если у кого-то есть сведения о том, что химическое оружие было применено, и было применено именно регулярной армией, то эти доказательства должны быть представлены в Совет Безопасности ООН, и они должны быть убедительными, - сказал он. - Они не должны основываться на каких-то слухах, или на информации, полученной спецслужбами в результате какой-то подслушки, каких-то разговоров и прочее, и тому подобное».
Предположение о том, что атаку совершили сирийские войска, он назвал «нелепым». В другом интервью он назвал его «полным нонсенсом». Владимир Путин остается твердым сторонником сирийского президента Башара Асада в гражданской войне, однако это не дает ему права игнорировать факты и ретушировать неудобную правду. История химического оружия в Сирии уходит корнями к временам холодной войны и договорам страны с Советским Союзом – покровителем сирийской армии. Они включали в себя поставки авиабомб, наполняемых зарином, и ракет Scud, вооруженных боеголовками, которые могли транспортировать такие вещества, как нервно-паралитический газ VX.
Если Путин сомневается в том, что химическое оружие было использовано сирийской армией, возможно, ему стоит попросить своих коллег в ФСБ порыться в своих архивах и в архивах советского КГБ, где нынешний российский президент также работал. Возможно, ему стоит посмотреть досье генерала Анатолия Кунцевича, который в последнее десятилетие холодной войны руководил секретной лабораторией по испытанию химического оружия.
Генерал Кунцевич был награжден орденом Ленина за свою работу над новым бинарным химическим оружием. В начала 1992-го года после развала Советского Союза российский президент Борис Ельцин назначил его главой комиссии по контролю за демилитаризацией химического и биологического оружия. Однако всего лишь через два года он его уволил за «грубое нарушение служебных обязанностей». Российские чиновники позднее сообщили, что в отношении генерала Кунцевича велось расследование по поводу его роли организации передачи 1700 фунтов элементов нервно-паралитического газа Сирии. Его так никогда и не судили в России, однако в ноябре 1995-го года США ввели в отношении Кунцевича санкции за «осознанную помощь» сирийской программе по химическому оружию. Генерал умер в 2002-м году на самолете, возвращаясь из Сирии в Россию.
Путин не может быть ответственным за каждый военный контракт Советского Союза или за грязные сделки генерала-мошенника в 1990-х годах. Однако в течение двух последних десятилетий Россия сотрудничала с США в вопросе уничтожения запасов химического оружия. Атака зарином под Дамаском не должна быть столь спешно охарактеризована российским президентом как «нелепая». Вместо того, чтобы насмехаться над Западом, Путин должен обеспечить российскую поддержку в расследовании этого злодеяния. В Сирии при помощи химического оружия было совершено ужасное преступление, и, учитывая российскую историю, Путин просто не может повернуться в другую сторону.