Путинское давление на Украину дало противоположные последствия. И для Януковича, и для Брюсселя он еще раз подтвердил необходимость подписания соглашения. Для обеих сторон это снижает риск поглощения Украины Россией. Удивительно, как просчитались кремлевские чиновники: обратный эффект от подобных действий был совершенно прогнозируем. А может и неудивительно: это лишний раз свидетельствует, что Кремль, во-первых, не понимает Украину. Во-вторых, не может действовать иначе – в арсенале преобладают методы диктата (вот что нам несет членство в Таможенном союзе). Я не хочу утверждать, что подписание соглашения для Украины – точка невозврата. Ведь потом начинается процесс ратификации 28 странами Евросоюза и Европарламентом, и Россия будет иметь много факторов для того, чтобы действовать через отдельные страны. Здесь могут заявить о своих «сомнениях» и Кипр, и Болгария и т.д. (арсенал давления и лоббизма известен еще с советских времен – по внезапной смене курса Армении мы можем догадываться, что происходит вокруг). Но, безусловно, с подписанием соглашения «процесс пойдет».
Несмотря на то, что Путин подыграл невольно своими действиями Украине в целом и в определенной степени Януковичу, я согласен с мнением Александра Сушко, авторитетного эксперта по евроинтеграции: мы не можем утверждать, что соглашение у нас в кармане на 100%. В арсенале спецслужб Кремля остаются и выбросы компромата, и информационные кампании против Украины, и попытки дестабилизации в Крыму, и использование социальных протестов, и «пятая колонна». Не будем забываь также, что у парламенту еще предстоит большая работа по принятию законодательных изменений (могут попытаться, например, заблокировать работу парламента, спровоцировав драку между коммунистами и «Свободой»). И никуда не делся фактор Тимошенко.
Конечно, Янукович предпочел бы и соглашения достичь, и Тимошенко не отпускать. Но он сам создал эту проблему – ему и его окружению сейчас предстоит искать выход из нее, в том числе и правовой. Для общественного мнения в Европе судьба Тимошенко уже стала определенным символом. Это гораздо нагляднее, чем проблемы избирательного кодекса, тонкости судебной системы и в целом украинского законодательства. Брюссель должен объяснить избирателям, СМИ, гражданскому обществу, почему он подписывает соглашение с президентом Украины, который явно выглядит и ведет себя не по-европейски. Геополитический фактор, конечно, важен, и, как уже неоднократно подчеркивалось, Путин «сработал» на Украину. И облегчил жизнь Януковичу. Но Банковая сама своими неуклюжими действиями по Тимошенко в последние годы создала проблему, постоянно обостряла ее и отрезала себе пути к отступлению.
Одно из последних сообщений: «Комитет по предотвращению пыток Совета Европы нашел подтверждение того, что к экс-премьеру Юлии Тимошенко в колонии применяли силу». Кроме этого «серьезные опасения вызывают полученные миссией заявления о том, что потенциальных свидетелей запугивали, заставляя их отозвать свои показания, подтверждающие версию Тимошенко». Миссия КПП назвала непропорциональными меры безопасности в камерах Юлии Тимошенко в колонии и в больнице, а также заявила, что располагает доказательствами того, что видео с камер наблюдения в ее палате было доступно для просмотра не только охранникам-женщинам, но и мужчинам.
Неудивительно, что про необходимость решения проблемы Тимошенко Брюссель говорит постоянно (об этом недавно вновь заявил и Штефан Фюле). Неожиданно и Янукович заявил, что готов выполнить все требования ЕС. «Все» – значит и вопрос Тимошенко. Я думаю, иначе слово «все» не смогут прочитать даже проплаченные и запуганные судьи КС Украины – поскольку требования ЕС озвучены неоднократно.
Компромиссные решения также возможны. Об этом говорят разные эксперты, появляются утечки информации относительно планов лечения Тимошенко в Германии. Проблема Тимошенко – не правовая, а политическая. Следовательно, нужна политическая воля Банковой, чтобы ее решить, а варианты и обоснование уже можно найти.
Журналисты сейчас начинают спрашивать: а кто больше выиграет, кто проиграет, если Тимошенко уедет из Украины на лечение. Будет ли она исключена из политического процесса, сможет ли участвовать в выборах? Во-первых, из политического процесса исключить ее даже в Качановке не удалось, хотя ее коммуникация с соратниками все же существенно усложнилась. Во-вторых, вопрос судимости связан со вторым решением Европейского суда по правам человека по делу, было ли нарушено право Тимошенко на справедливый суд. Тем не менее, думаю, что даже не это сейчас самое важное. Ключевой вопрос – подписание соглашения об ассоциации. Это сейчас самое главное, а не расчеты тех или иных политических сценариев. Судьба Тимошенко стала частью «пакета» требований ЕС. Так что, пусть и с помощью компромиссов, этот вопрос надо решить.
Перевод: Антон Ефремов.