Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Президент Финляндии: Вы сами со всем справляетесь и будете хорошо справляться

© Фото : SoppakanuunaПрезидент Финляндии Саули Нийнистё. Архив
Президент Финляндии Саули Нийнистё. Архив
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В понедельник с официальным визитом в Латвию прибыл президент Финляндии. Накануне визита Саули Нийнисте рассказал в интервью Diena о том, какие проблемы у Финляндии и Латвии похожие, и о прагматизме в отношениях с Россией.

- Первый вопрос, который  я должен задать – о Сирии. Какова позиция Финляндии по  этому вопросу – о возможном  военном вмешательстве?
- Ну, то, что мы видим, что происходит  в Сирии, - это вовсе не хорошо. Мы ожидали, что Совет безопасности  ООН как-то отреагирует, но до  сих пор он не был способен  что-либо сделать. Теперь мы стали  свидетелями применения химического  оружия. Это очень жестокое преступление против человечности. Мы по-прежнему смотрим на Совет безопасности ООН, считаем, что каждый член Совета должен отреагировать, чтобы в будущем мы не сталкивались с тем, что кто-то применяет химическое оружие. И  хотим видеть начало политического процесса, чтобы проблемы были решены
 
- Вы думаете, что военное  вмешательство может помочь начать  процесс политического урегулирования?
- Это очень сложно сказать…  очень сложно.
 
- Военная акция без  санкций ООН – какая у нее  может быть легитимность?
- Ну… Стартовый пункт международного  законодательства заключается в  том, что у Совета безопасности  власть принимать решения.
 
- А если не принимает?
- Если он это не делает, то  нельзя найти никакого другого  ясного обоснования для военных  акций с точки зрения международного права… Я не могу ничего другого добавить.
 
- Теперь о вашем визите в  Латвию. Какими будут главные  темы, которые вы обсудите со своим коллегой – президентом Латвии.
- … Я думаю, что финансовая ситуация в Европе и в еврозоне будет одним из вопросов. Латвия присоединяется к еврозоне, мы это очень поддерживаем, и это мы тоже обсудим.

Есть у нас и специфические вопросы. Мы кооперируемся в вопросах пограничного контроля. О железнодорожных и энергетических сетях на балтийском пространстве тоже есть очень интересные вопросы.
 
- В Европейском союзе сейчас  циркулирует чуть ли не термин-икона  структуральные реформы.  Необходимы ли в настоящее время в Финляндии какие-то важные структуральные реформы, или все они уже выполнены?
- Очень далеко от этого… Я должен отметить, что о структуральных реформах говорят сейчас, но о них говорят уже десятки лет. Это только меняется в зависимости от контекста. В Финляндии  то, с чем мы сталкиваемся сейчас, - это развитие демографической проблемы. Люди в Финляндии становятся старше, и у нас не так много молодежи – это вызов для будущего. По-моему, переломный пункт будет примерно в 2030 году, позже станет легче.

Сейчас нужно найти какое-то решение этой проблемы. Вы можете называть это структуральными реформами, если вам нравится. Правительство Финляндии как раз на прошлой неделе приняло ряд принципиальных решений по этому вопросу. Это большой пакет различных действий и изменений. Одно из них – дискуссия об увеличении пенсионного возраста. Нам нужно еще подумать о публичном секторе, он очень большой…
 
- Мы в Латвии тоже  пытаемся решать демографические  проблемы…
- Мы обсуждали это с президентом  Берзиньшем, но, по-моему, вы сталкиваетесь  с другим феноменом – молодые люди покидают Латвию.
 
- Как я понимаю, в 90-е  годы многие финны покинули  страну в поисках работы в  соседних странах?
- Еще в большем масштабе это  происходило в 60-е годы.
 
- Они вернулись?
- Я не знаю точных цифр, но  я бы сказал, что тех, кто вернулся, было явное меньшинство. Несмотря на то, что благосостояние в Финляндии выросло.
 
- У нас в Латвии  тоже проблема – вернутся ли  уехавшие.
- Я знаю… Я беседовал с  послом Ирландии в Финляндии, он сказал, что сейчас, когда в  Ирландии начались проблемы, многие балтийцы ее покинули. Только вопрос, возвратятся ли они на родину.
 
- Нет, большинство перебралось  в другие страны в поисках  работы.
- Я так и думал…
 
- Об отношениях Финляндии и  России. Можете ли вы охарактеризовать  их как некие особые отношения? Мы помним, что в советское время говорили об этом, так называемая финляндизация…
- Нет, сейчас отношения  тотально отличаются. Я бы не  сказал, что наши отношения с  Россией какие-то особенные. Они  прагматичные, они работают хорошо.
 
- Но легко ли это – быть  с Россией только прагматиками?
- Вам нужно спросить  об этом финское бизнес-сообщество. Оно очень заинтересовано делать  бизнес с российскими коллегами  и компаниями. Знаете, у нас за  год почти десять миллионов  пересечений границы с Россией. Это значит, что очень многие российские туристы едут в Финляндию. Это чисто прагматичное занятие, хотят делать бизнес…
 
- Энергетическая зависимость от  России – вы думаете о ее  уменьшении?
- Мы вовсе не так  зависимы, как люди обычно думают. Что касается энергии, то одним  из примеров прагматичного сотрудничества с Россией является то, что  Росатом построит новую атомную электростанцию у нас, в Финляндии.
 
О газе – да, мы зависим от российского газа, и мы не можем жаловаться, как это бизнес осуществляется. Но мы, конечно, поддерживаем появление и использование любой альтернативы. И это нормально – каждый хочет выбирать возможности…
 
- И последний вопрос: есть ли  у вас какие-то специфические  рекомендации Латвии, которая готовится  к выполнению обязанностей президентствующей  в ЕС страны?
- Я не учитель. Я уверен, что вы сами все очень хорошо  знаете и сами справляетесь  и справитесь.
 
(Публикуется с небольшими сокращениями).

Перевод: Лариса Дереча.