«Вчера мы поняли, что можем победить. Теперь мы должны понять, можем ли мы свою победу защитить», - заявил в понедельник блогер, борец с коррупцией, а сегодня и значимый политик Алексей Навальный. За день до этого он совершил невозможное.
На выборах мэра Москвы Навальный получил 27,24% голосов, хотя еще в пятницу человек из его штаба говорил мне, что, согласно их собственным исследованиях, они получат максимум 16%. В начале кампании Алексея Навального поддерживали 6% избирателей.
Теперь Навальный ставит под сомнение победу нынешнего мэра столицы Сергея Собянина, который, по официальным данным, получил 51,37% и таким образом защитил свой пост сразу в первом туре. Это тоже удивительно, если учесть, что еще в июне Собянина поддерживали 78% москвичей. Но Навальный утверждает, что на самом деле голосов у действующего мэра было еще меньше, поэтому должен быть второй тур.
Навальный обвиняет штаб Сергея Собянина в фальсификации результатов голосования в больницах и других учреждениях, а также во время выездного голосования. Если не будет второго тура, блогер призывает своих сторонников выйти на улицы.
Честно говоря, мне все это кажется чистой неблагодарностью. Конечно, можно посмеяться над тем, что за Собянина проголосовали 95% избирателей из психиатрической больницы № 35. Или огорчиться из-за того, что пожилые люди, попросившие избирательную комиссию прийти к ним домой, за два дня до выборов получили от мэрии подарочные наборы.
Также по теме: Успех Навального - почему Путин проиграл битву за Москву
Да, из-за низкой явки Собянин победил в первом туре с перевесом всего в 31,8 тысячи голосов, что для Москвы с 12 миллионами населения действительно всего пара человек. Но если вспомнить парламентские выборы 2011 года, этот плебисцит был почти идеальным.
Ни один председатель комиссии не убегал с урной через окно, полиция не задерживала официальных наблюдателей, а между избирательными участками не курсировали автобусы с гражданами, желавшими исполнить свой долг перед государством раз десять в течение одного дня.
Эксперимент Кремля
В этом году Кремль явно решил провести эксперимент с почти свободными выборами. И этот эксперимент в целом удался. И хотя в Екатеринбурге мэром стал противоречивый борец с наркотиками Евгений Ройзман, благодаря местным законам полномочия у него будут, как у английской королевы. Так что Ройзман большой опасности представлять не будет.
Алексей Навальный, несмотря на кампанию кремлевских СМИ, получил неожиданно много голосов. Но и он сам, безусловно, не считает, что может выиграть второй тур. В абсолютном большинстве регионов, где в воскресенье проходили выборы, победили кандидаты «Единой России».
Это может звучать парадоксально, но нынешнее развитие ситуации Кремль на самом деле устраивает. «Проблема в том, что примерно у 15% граждан, это в основном городские либералы, нет политических представителей в парламенте. И наша задача - культивировать нынешнюю несистемную оппозицию, избавить ее от радикалов и включить ее в конструктивную политическую жизнь», - объяснял мне месяц назад политолог, работающий в одном прокремлевском аналитическом центре.
На мой вопрос, значит ли это, что Кремль готов пустить оппозицию к власти, он ответил, что конечно. Как только оппозиция станет цивилизованной. А это, по его личным прогнозам, будет лет через 15. Глядя на стремительно растущую популярность Алексей Навального, смею предположить, что это может произойти существенно раньше.