Вашингтон — На данный момент возникает впечатление, что российский президент Владимир Путин все же может предложить что-то полезное в вопросе разрешения сирийского кризиса.
Через несколько недель после того, как Обама отменил двусторонние встречи с Путиным в Москве, считая, что из подобного визита не выйдет ничего конструктивного, именно россияне предложили возможный выход из ситуации Обаме, который пока не смог добиться поддержки американцев или конгресса в вопросе нанесения карательного удара по режиму Башара Асада.
Обама во вторник заявил членам конгресса о том, что решил отложить возможную атаку ради рассмотрения в ООН поддерживаемого Россией плана, согласно которому сирийское химическое оружие окажется под контролем международного сообщества.
Со стороны Белого дома в отношении этого плана ощущается здоровый скептицизм, а представители администрации явно дали россиянам понять,что не позволят этой ситуации превратиться в процесс откладывания и уклонения.
Однако это предложение дает Обаме шанс уйти от военной конфронтации, которая дала бы ему право заявлять, что Сирия заплатила за химическую атаку, унесшую21 августа жизни более 1400 человек.
Читайте также: Российское предложение привело в смятение дипломатов
Такой поворот событий поднимает вопрос о том, правильно ли администрация Обамы истолковала мотивы Путина, а также о том, что это может означать для напряженных российско-американских отношений.
«Это демонстрирует, что с Россией все еще можно договориться по некоторым вопросам, и что президент не отнесся к этому достаточно серьезно», – говорит Стивен Лонг (Stephen Long), политолог из университета Ричмонда.
В серии телевизионных интервью в понедельник после того, как Россия заявила о своем предложении, Обама попытался развеять предположения о том, что оно явилось из ниоткуда.
Президент заявил, что переговоры между США и Россией о контроле за арсеналом сирийского оружия проводились во время саммита «двадцатки» в прошлом году в мексиканском Лос- Кабосе. Обама заявил, что повторно обсуждал этот вопрос в беседах с Путиным на прошлой неделе в Санкт-Петербурге.
Ранее в понедельник госсекретарь Джон Керри заявил на пресс-конференции в Лондоне, что военного конфликта можно избежать, если Сирия передаст контроль за своим химическим оружием международному сообществу. Позднее он в телефонном разговоре с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым сказал, что США еще не готовы принять такое предложение, однако готовы его тщательно рассмотреть, если оно заслуживает доверия. Об этом сообщил высокопоставленный представитель администрации, попросивший не упоминать его имени.
Вскоре после телефонного разговора между Керри и Лавровым российский министр иностранных дел заявил, что Россия готова принять участие в обеспечении безопасности сирийского химического арсенала. Предложение было быстро принято властями Сирии и генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном.
Для Путина возможность вернуть Россию в дебаты по поводу Сирии оказалась идеальной.
Также по теме: Российский план для Сирии нельзя считать легким выходом
Обама в вопросе о необходимости предпринять что-либо в отношении Сирии поставил на кон свою репутацию, а репутация Путина зависит как раз от того, сможет ли он предотвратить превращение Сирии в новую Ливию, не допустив руководимой НАТО и санкционированной США операции, против которой в случае Ливии Путин активно выступал, сравнивая ее с христианскими крестовыми походами.
«Это может стать для него шансом выглядеть менее слабым и одновременно загнать США в угол в том случае, если мы все же начнем войну» в Сирии, считает Мэтью Рожанский, эксперт по России в центре Уилсона в Вашингтоне.
В последнее десятилетие Россия пыталась играть более важную роль в международной политике, и уже давно воспринимает себя как участницу политического процесса на Ближнем Востоке, хотя ее сфера влияния во многом распространяется лишь на Сирию и Иран.
Если Путин поможет достичь соглашения, которое позволит избежать военных действий со стороны США, это будет ловким ходом. Даже если это не предотвратит удара, в конце концов он все равно может предстать в положительном свете.
«Если предложение сработает, он станет необходимым игроком в ближневосточной политике – а это именно, то, чего он хочет, стремясь усилить влияние России на международную политику, – говорит Майкл Корган (Michael Corgan), преподающий международные отношения в Университете Бостона. – Если же план не будет принят, Путин все равно будет выглядеть как человек, который пытался разрешить конфликт мирным путем. Для него это беспроигрышная ситуация».