Первая сессионная неделя Верховной рады после летних каникул началась удивительно мирно: без драк, без блокировок, без физических эксцессов и морального давления в формате «оппозиция vs власть». Депутатов примирила Европа. Точнее, евроинтеграционное направление, в котором шагает Украина. Как ни странно, но в ногу идет даже Виктор Янукович. Еще и тянет на поводке Партию регионов, которая (хоть и без особого желания), подчинилась воле президента, проголосовав в парламенте за евроинтеграционный пакет. Итоги «дня Европы» подводим вместе с Ириной Геращенко – первым заместителем главы профильного комитета Верховной рады по вопросам европейской интеграции.
Отстояли выборы в пяти округах, но не рассмотрели закон «О прокуратуре»
– Госпожа Ирина, следовательно, подытожим: Верховная рада приняла поправки к Уголовно-исполнительному кодексу, Таможенному тарифу, закону об усилении гарантий независимости судей и исполнения судебных решений. Этим, кажется, «день Европы» в ВР ограничился ...
– Вы не учли назначения выборов в проблемных округах. Мы считаем победой то, что они, в конце концов, назначены. Хотя мы настаивали на том, чтобы они состоялись до Вильнюсского саммита. Партия регионов хотела, чтобы выборы проходили почти под «бой курантов», либо 22, или же 29 декабря. Что, конечно, сократило бы количество европейских наблюдателей на этих выборах. Поэтому 15 декабря – компромиссный вариант. Парламентское большинство настаивало на проведении выборов в семи округах, нам – поскольку мы не признаем антиконституционного лишения мандатов наших коллег Балоги и Домбровского – удалось отстоять пять. Что касается принятых изменений в Уголовно-исполнительный кодекс, то эти изменения как раз не входили в перечень евроинтеграционных требований, так как касаются лишь незначительного улучшения условий для заключенных.
Для УДАРа важно, что наши предложения, в том числе по таможенному тарифу, были учтены. Нам удалось изъять нормы, которые привели к подорожанию ряда товаров. Также из проекта закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно выполнения судебных решений» исчезли нормы, которые позволяли не выплачивать задолженности государства по решениям судов, вынесенных в пользу украинских граждан. То есть мы настаиваем на том, чтобы законы не только по названию, но и по содержанию были евроинтеграционными.
– Что осталось принять?
– В пакете евроинтеграционных законов одним из ключевых остается закон «О прокуратуре». Проект закона, который готовит администрация Президента, еще не поступил в Верховную раду. Имеется оппозиционный, который учитывает замечания Венецианской комиссии. Также непринятой остается реформа избирательного законодательства. В идеале Украина должна принять Избирательный кодекс, чтобы под каждые выборы не переписывать правила. Но я не верю в то, что на Вильнюсском саммите по этому вопросу удастся найти компромисс. Поэтому речь идет о совершенствовании нынешнего закона. Европейская сторона настаивает на учете рекомендаций Венецианской комиссии, поскольку существующий закон создает большой простор для фальсификаций (особенно в мажоритарных округах). Очень много вопросов к принципам формирования избирательных комиссий, куда на этих выборах входили представители от «фейковых» партий – именно на уровне комиссий и создавались предпосылки для фальсификаций. Вообще-то УДАР считает, что для Украины идеальной избирательной системой является пропорциональная, построенная на открытых списках. Интересно, что многие партии имеют в программных положениях пункт об открытых списках, но, несмотря на это, проголосовали за возвращение к смешанной системе выборов. Также на повестке дня остаются законы о разгосударствлении СМИ и общественном вещании, они приняты только в первом чтении.
«На судьбе Тимошенко изменения в Уголовно-исполнительном кодексе не отразятся»
– Относительно Юлии Тимошенко. Европа предлагает законодательный путь ее освобождения? Есть какие-то идеи, кроме декриминализации ее статьи?
– Оппозиция неоднократно подавала изменения к Уголовно-процессуальному кодексу в части декриминализации части его, так называемых, экономических статей, но мы видим, что у партии власти нет желания сохранить лицо...
– Но в изменениях к Уголовно-исполнительному кодексу говорится про иной порядок предоставления заключенным медицинской помощи, что отсылает нас к популярной сегодня теме – якобы выходу Тимошенко из тюрьмы в связи с выездом за границу на лечение...
– Нет, если вы говорите об изменениях, проголосованные 5 сентября, то речь идет о либерализации условий содержания заключенных и разрешения им пользоваться мобильным телефоном. Относительно требований Евросоюза, то они сводятся к декриминализации статей УК, по которым сегодня происходят политические расправы. Вот такое голосование и должно состояться.
А изменениями к Уголовно-исполнительному кодексу ничего специально для Тимошенко не создано. Там только расширены права осужденных.
– Законопроект о гарантиях независимости судей отправится на экспертизу в Конституционный Суд. Это не притормозит евроинтеграционные процессы на Украине?
– Это будет зависеть от Конституционного суда – как скоро они рассмотрят представление. Но думаю, что до Вильнюсского саммита этот закон в целом принят не будет. В лучшем случае он пройдет первое чтение. Но очень важно, чтобы наши суды работали не как филиал Банковой. И чуть ли не в первую очередь это касается самого КС.
– Так это плохо, если ко времени проведения саммита такого закона не будет в пакете принятых?
– Вы знаете, сейчас – в первую очередь благодаря определенным шагам России – Европейский Союз чрезвычайно настроен на подписание Соглашения об ассоциации с Украиной. Это происходит не настолько из-за активизации евроустремлений Киева, насколько из-за демонстративного давления Москвы. Евросоюз едва ли не впервые достаточно жестко заявил о недопустимости подобной политики давления. И отмечает, что Соглашение будет подписано, если Киев продемонстрирует прогресс в выполнении так называемого «списка Фюле». То есть, шанс на подписание имеется, если Брюссель увидит конкретные подтверждения наших намерений. Пусть даже не стопроцентно готовый результат, но четкий сигнал. Первое чтение законопроекта является таким сигналом.
«Регионы» впервые не аплодировали Януковичу»
– Что касается политической составляющей голосования за евроинтеграционные законы. Как Януковичу удалось уговорить «регионалов» голосовать «за»?
– Это вопрос к Януковичу. Вспомните его выступление в парламенте в день открытия сессии. Действительно, родная ПР ритуально встала поздравить президента и провожала его стоя. Но впервые за историю его выступлений в Раде фракция ПР ему ни разу не аплодировала во время самого спича. Хотя раньше они себе стирали ладони до мозолей после каждой фразы Януковича. А говорил президент именно о необратимости евроинтеграции. Как по мне, это свидетельствует о глубоком кризисе внутри ПР.
Думаю, президент пришел в ВР, чтобы в первую очередь публично заявить своей фракции позицию относительно необратимости евроинтеграции. Чтобы услышали все: и внутренняя фронда, и пятая колонна. Но в то же время он искал поддержку и у оппозиционных фракций, потому что без их голосов голосование не состоялось бы. Хотя в этом случае, разумеется, своими голосованиями оппозиция поддерживала не столько президента, сколько собственные программы и все украинское общество, которое только выиграет от подписания Соглашения об ассоциации.
– Как мог повлиять Янукович на ПР, в принципе, понятно, но почему коммунисты отдали евроинтеграции свои голоса?
– На самом деле коммунисты голосовали, потому что иначе как им объяснить своим избирателям, почему они не поддерживают независимость судов, проведение выборов или уменьшение таможенных тарифов? Евроинтеграционные законы работают на украинское общество. Хочется думать, что в этом случае коммунисты услышали наши аргументы.
– Почему во время таких важных голосований, как те, о которых идет речь в нашем разговоре, часть оппозиционеров вновь отсутствовала?
– УДАР голосовал в полном составе тех, кто был в то время в сессионном зале во главе с лидером Виталием Кличко. Что касается того, что кто-то из депутатов отсутствовал, – кто-то мог болеть, кто-то – находиться в командировках, которые также являются частью работы политика. То есть речь идет об уважительных причинах.
– Уже известна какая-то реакция евродепутатов на принимаемые законы?
– Я была на прошлой неделе в Берлине, на очень интересной конференции, посвященной евроинтеграции Украины. Заметьте, что сейчас Германия готовится к выборам в Бундестаг, на повестке дня внешней политики самый горячий вопрос – Сирия, однако немецкие эксперты, дипломаты, депутаты все же нашли возможность уделить внимание и украинским проблемам. Их заинтересованность в подписании Соглашения растет, и это несмотря на то, что Германия остается главным евроскептиком по отношению к Украине. Но мне кажется, что эта позиция постепенно меняется. И опять таки: не столько потому, что мы выполняем «домашние задания», а потому, что третья сторона – Москва – своими торговыми, экономическими войнами пытается давить на нас. Своими действиями Кремль достигает противоположного: уже и украинские олигархи твердо говорят о европейском векторе, а Европа акцентирует внимание на недопустимости подобных экономических отношений, а также на рисках, которые создает Россия для всего европейского сообщества.
– Исходя из этого, саммит в Вильнюсе можно прогнозировать, как успешный?
– Все будет зависеть от решения вопроса выборочного правосудия. Евросоюз слишком ценит свои принципы и основы демократии, чтобы закрыть на это глаза. Это сегодня – ключевая проблема в диалоге между Украиной и ЕС. И речь идет не только об освобождении Тимошенко. Хотя это обязательное условие. Европейцы знают, с каким огромным недоверием относятся граждане Украины к судьям. Знают, что суды принимают решения, руководствуясь телефонным правом, а не нормами закона. Поэтому в решении проблемы выборочного правосудия должен быть продемонстрирован прогресс.
Деликатный вопрос
«Государство не должно заглядывать гражданам в штаны»
– Едва ли не наиболее резонансным является так называемый «антидискриминационный закон», одна-единственная норма которого – говорящая о равенстве сексуальных меньшинств – подняла большую бучу. Желающие видеть в нем трагедию трактуют такую норму как пропаганду гомосексуализма. В связи с этим вопрос: законопроект пройдет через парламент или шансы на это минимальны?
– Гражданам следует знать, что от этого закона зависит либерализация визового режима со странами ЕС. И поэтому политики, имеющие дипломатические паспорта и давно передвигающиеся без виз, все же должны позаботиться о том, чтобы и украинские граждане получили упрощение визового режима. Думаю, так называемый антидискриминационный закон следует выносить на голосование, предварительно еще раз проведя серьезную дискуссию в самих фракциях. Это голосование действительно засвидетельствует позицию различных политических сил, покажет ханжество и фарисейство некоторых. Потому что показательно на телекамеры крестить лоб – это одно, а жить согласно заповедям – совсем другое... Кто-то считает, что у нас есть проблемы с семейными ценностями? Да, я тоже так считаю. Но в таком случае власти нужно поддерживать семьи, популяризировать семейные ценности, поддерживать молодые семьи, рождение детей, а не заглядывать людям в штаны.
– Некоторые воспринимают продвижение такого закона как поощрение нетрадиционных отношений...
– Я почему-то думаю, что нашему обществу сегодня больше вредит засилье безвкусицы и агрессии, пропаганда пошлятины во всех ее проявлениях. Не думаю, что тема гомосексуализма является вопросом номер один для Украины. Да и совсем не об этом говорится в законе, там нет никаких страшилок об однополых браках, а говорится только о недопустимости дискриминации при трудоустройстве. Работодателю должно быть безразлично, к какой национальности принадлежит его работник, в какую церковь ходит и какую ориентацию имеет... А если кого-то беспокоит упадок семейных ценностей и угроза институту семьи – так давайте поддерживать семью. Но не запретами, а положительными вещами. Почему Украина сегодня недружественное для семей с маленькими детьми государство? Много ли у нас на Украине элементарных удобств для семей? У нас даже на вокзалах нет комнаты с пеленальным столиком, чтобы переодеть ребенка. У нас нет пандусов для детских колясок даже в центральных парках Киева. У нас в ресторанах нет детских стульчиков, и на детей во многих учреждениях смотрят волком. У нас в органы власти запрещен вход с детьми. Может, давайте об этом говорить? Разве это не большая угроза семье – когда ее не поддерживает государство? Но у нас почему-то любят бороться с тем, что может дать политические дивиденды. Бороться с угрозой, которой в действительности не существует.
Перевод: Антон Ефремов.