Россия не прекращает пугать Украину тысячей бед и несчастий, которые свалятся на ее голову в случае подписания Соглашения об ассоциации с ЕС. Но испугается ли Украина? Здесь – и введение повышенной пошлины на украинские товары, и полное закрытие границ, и обвал гривны и полный дефолт уже через 180 дней. Но, вопреки всему, Украина пока от страха не дрожит, более того, количество сторонников евроинтеграции с каждым днем растет.
Проваленная торговая война не остановила Кремль в его намерениях отвадить Украину от Европейского Союза. Информационная атака продолжается, однако приобрела несколько иные черты. Так, в украинские СМИ попал «темник», в котором расписано течение информационной кампании, цель которой – популяризировать Таможеный союз.
Основные тезисы кампании: дефолт Украины и девальвация гривны. Причина – «просчеты» украинской власти в выборе политических и экономических партнеров. В текстах просят акцентировать внимание на росте внешнего долга и неудачном сотрудничестве с МВФ. При этом каждый текст должен быть разделен на три части: первая посвящена государственному долгу, вторая – корпоративному долгу и банковской системе, третья – облигациям и МВФ. Все три раздела должны содержать неутешительные цифры о состоянии экономики Украины. Как указано в документе, кампания должна была начаться еще 4 сентября и продлиться до 18. Именно за это время украинцы должны осознать, что единственный шанс для страны – «воссоединение» с Российской Федерацией.
Кроме того, с пугалками в адрес Украины уже выступило все руководство России. В частности, советник Владимира Путина Сергей Глазьев пообещал ввести пошлину на импорт из Украины товаров в том размере, который действует для третьих государств.
«Понимаем, что, принимая технические регламенты Евросоюза и не давая ни копейки на модернизацию и перевооружение украинских производств, эти предприятия – производители одежды, продовольствия, оборудования – не смогут с ними работать. Следовательно, они придут к нам со своей продукцией, им больше некуда идти, украинский рынок для них закроют», – заявил он.
Это вызовет «контрмеры», пообещал Сергей Глазьев. «Если мы увидим, что товары, в частности украинские, которых вытесняют европейские, начинают перетекать на наш рынок, то будем вводить пошлину на импорт из Украины этой продукции в том размере, который действует для третьих стран», – отметил советник российского президента.
В свою очередь, премьер-министр России Дмитрий Медведев решил давить с несколько другой стороны: по его словам, если наше государство подпишет соглашение с ЕС, вход в Таможенный союз ей будет закрыт. Такое вот «последнее китайское предупреждение»...
А вот ВВП пошел еще более оригинальным путем: в интервью «Первому каналу» и агентству Associated Press российский президент обратился к истории. «Вы знаете, что бы ни происходило, и куда бы Украина не шла, мы все равно когда-то где-то встретимся. Потому что мы – один народ. И как бы на то, что я сейчас сказал не сердились националисты с обеих сторон (а националисты есть и у нас, и на Украине), в действительности так и есть. Потому что у нас одна днепровская киевская купель, у нас, безусловно, общее историческое корни и общие судьбы, у нас общая религия, общая вера, у нас очень похожая культура, языки, традиции и менталитет», – отметил российский президент.
Бытует мнение, что российское руководство позволяет себе такие формы общения с Украиной только потому, что знает: на адекватный ответ украинская власть не способна. Однако, как заверили «Газету» два бывших министра экономики Украины – Сергей Терехин и Виктор Пинзеник, это не совсем так, в частности, именно в экономической плоскости.
«Две недели назад я зарегистрировал проект закона о выходе Украины из Европейского экономического пространства, – рассказывает Сергей Терехин. – Напоминаю, в 2004 году г-н Азаров, тогдашний министр финансов, докладывал в Верховной Раде о том, что, если бы мы вступили в этот ЕЭП, то сало было бы в шоколаде. После этого произошло одно неприятное событие: мне как министру экономики пришлось разговаривать с моим российским визави – господином Грефом. Мы часа два провели за тем, чтобы понять, у кого какая польза будет от того, что Украина присоединится к ЕЭП. После этого вышли на пресс-конференцию, на которой заявили, что никакой пользы для Украины это вступление иметь не будет. И для России, кстати, тоже. В итоге господин Ющенко погнал меня с должности министра экономики, а Путин освободил Грефа. Не знаю, может, совпало. Но если ближе к теме, то в нашем таможенном законодательстве существуют довольно либеральные нормы, которые касаются стран-членов СНГ. В частности, по транзиту товаров, перевозимых в Россию по территории Украины. Так вот, около 70% продукции, которую транспортируют в РФ из всего мира, кроме Китая, проходит через украинскую территорию. И второе: 80% газа, производимого в России, если не принимать во внимание потребление Украины, также перевозят по украинской территории. Итак, все просто: если россияне закроют границы, мы закроем транзит».
А Виктор Пинзеник добавляет: как и для Украины, уязвимым местом для РФ является экспорт, ведь российские предприятия тоже немало товаров поставляют на наши рынки. Однако нардеп не является сторонником применения санкций.
«Украина может дать достойный отпор России в экономической войне, но вопрос в том, нужно ли это, – сказал он в комментарии» Газете «. – В таких взаимоотношениях нельзя руководствоваться эмоциями. Эмоции можно проявлять в семейных ссорах, но в отношениях между государствами этого не надо делать, потому что это ударит не только по России, но и по Украине. Ведь это значит лишить кого-то кооперированных поставок. Поэтому я очень не хотел бы, чтобы мы рассматривали проблему в этой плоскости».
По словам экс-министра, адекватным ответом России будет подписание Соглашения о зоне свободной торговли с ЕС, которое вступит в силу вместе с Соглашением об ассоциации.
«Мы столкнулись с действиями, которые совершенно не имеют отношения к экономике. Это политические методы, цель которых – любой ценой остановить движение Украины на Запад. Однако я думаю, что в конечном итоге они сыграли хорошую роль. Не говорю, что это позитивно для экономики, но хорошо с точки зрения будущего, поскольку не только повернуло общественное мнение в пользу западного пути, но и принуждает предпринимателей искать другие рынки сбыта. Ведь сейчас уже всем стало очевидно – даже тем, кто колебался, даже тем, кто категорически был против западного вектора, – что нам надо искать надежные места, где можно работать как равноправный партнер, где существуют правила игры и действуют законы «, – говорит Виктор Пинзеник.
Вместе с тем эксперты не ожидают мгновенного чуда – немедленно компенсировать потерю российского рынка сбыта за счет европейских не удастся. «Нельзя ожидать, что вдруг, по волшебному мановению руки, мы покорим новые рынки. Это – длительный процесс. Но дорога к этому открывается благодаря Соглашению о зоне свободной торговли, которое снимает таможенные барьеры на поставку украинских товаров в Европу. Это не касается всех позиций и не означает, что все украинские товары хлынут в Евросоюз. Однако путь все же будет открыт. И я считаю, что некоторые наши предприятия имеют потенциал для того, чтобы использовать те возможности, которые открывают нам новые рынки «, – отмечает Виктор Пинзеник.
Похожего мнения придерживается и Сергей Терехин: «В европейском направлении быстро компенсировать потери на российских рынках будет очень сложно. Но есть и другие, где мы можем соперничать с россиянами: Африка, Ближний Восток, Индия и т.д.. И могу вам сказать секретно: я лично знаю нескольких олигархов, которые достаточно серьезно думают, как осуществить диверсификацию своих поставок». Однако сразу же добавляет: Россия к крайним мерам не прибегнет, границы не закроет. «Этого не может произойти, потому что Владимир Путин – не единоначальник. Он держится на капиталах крупных компаний. А они связаны либо с Украиной, или же с Европой, но транзит все равно идет через Украину», – говорит он.
«В целом ситуацию с Россией сейчас можно описать анекдотом, который я слышал когда-то в школе. Вы обязательно его дайте, когда будете цитировать меня. Это своеобразная интермедия на тему Красной Шапочки. Девочка спрашивает Волка, который присел под кустом, про уши, зубы и спрашивает: «Волк, а почему у тебя такие выпученные глаза?» А тот ей отвечает: «А потому, что я ... (вы и сами догадываетесь, что он делает, – «Газета»)». Так вот, мне кажется, что ребята в Кремле находятся на последней стадии общения Волка с Красной Шапочкой», – резюмирует Сергей Терехин.
Перевод: Антон Ефремов.