Нынешний политический сезон характеризуется дискуссиями, посвященными евроинтеграции. Все привычные политические сюжеты, как то: фактически неофициальное продолжение старта президентской гонки, бюджетный процесс, законодательные инициативы, риторика вокруг необъявленной, но вполне реальной торговой войны с РФ – проходят на фоне ожидания подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС во время саммита в Вильнюсе.
Можно только прогнозировать возможность его подписания. Ведь сложно предсказать, какие еще события произойдут за последние полтора месяца до саммита.
Очевидно, у власти, оппозиции и в европейской стороны сегодня не существует четкого плана «Б» – то есть плана действий в случае, если саммит в Вильнюсе пройдет не по ожидаемому сценарию подписания Соглашения. В таком случае оппозиция готова снова браться за риторику по поводу «отставки президента».
При встрече с фракцией ПР 4 сентября этого года Виктор Янукович обвинил российских партнеров в нарушении ряда договоренностей, которые были достигнуты в энергетической сфере во время так называемых «харьковских соглашений», и объявил, что политический выбор сформулирован: ассоциация с ЕС .
Следует отметить, что подписание Соглашения станет важным шагом нашего государства на пути дальнейшего развития.
Для того чтобы это Соглашение полностью заработало, необходим процесс ратификации с украинской стороны. А с европейской стороны это, вероятно, потребует не одного года.
После подписания Соглашение должен одобрить Европарламент одновременно с этим подобная процедура его одобрения будет происходить в рамках законодательных процедур в каждом государстве-члене ЕС. Отдельные положения Соглашения могут быть применены временно после одобрения на уровне ЕС. Перечень положений, которые могут быть применены временно, определяется решением Совета ЕС. И уже сегодня есть основания предполагать, что в нем речь пойдет о вопросах зоны свободной торговли.
Тем не менее, вокруг соответствующих решений коммунистами разворачиваются попытки разыграть карту Таможенного союза путем организации возможного референдума с этой повесткой дня. Сейчас данное решение заблокировано судебными институтами. Но можно предсказать будущие информационные атаки по этому вопросу и, в частности, относительно ухудшения состояния украинской экономики и падения производства, что традиционно характеризует этот процесс.
Однако членство в Таможенном союзе не является панацеей для прекращения необъявленной торговой войны между Россией и Украиной.
Например, для Белоруссии РФ является основным торговым партнером, на ее долю приходится 40% белорусского экспорта и более половины объема импорта. Но до сих пор продолжаются недоразумения в торговой сфере между Москвой и Минском в сфере нефтепродуктов. И российские аналитики прогнозируют, что такие торговые баталии между РФ и Белоруссией могут развернуться и в машиностроении, молочной промышленности, мебельной промышленности, животноводстве.
Отечественное правительство проявило чрезвычайную пассивность в решении проблем украинского бизнеса. И РФ использует ситуацию, как фактор политико-экономического давления на Украину накануне саммита.
Санкции со стороны РФ относительно украинских товаров не являются инновацией. Так, в 2006 году Россия закрыла свой рынок для молочной и мясной продукции из Украины. Нынешние «торгово-военные» сообщения были адресованы не только украинскому государству и бизнесу, а и ЕС. Ведь не секрет, что Украину традиционно воспринимают сквозь призму связей с РФ, а ЕС не заинтересован в ухудшении взаимных отношений.
Однако Евросоюз критически оценил эту ситуацию. Председатель Европейского Совета Герман ван Ромпей 5 сентября этого года, находясь в РФ, отметил, что «согласно нашему мировоззрению, для Украины Соглашение об ассоциации не навредит длительным связям с Россией», а будущее страны не должно определяться единственным направлением развития отношений. По его мнению, если Украина сотрудничает с ЕС, то она не должна упускать возможность развивать сотрудничество с Россией или же наоборот.
Россия пока что не воспринимает подобную риторику. Последним геополитическим приобретением Таможенного союза стало заявление Армении о возможности присоединения к нему.
Между тем в украинском парламенте и властью, и фракциями оппозиции было поддержано внесение изменений в Уголовно-исполнительный кодекс относительно облегчения условий содержания под стражей, увеличение полномочий Счетной палаты и принятие законопроекта о гарантиях исполнения судебных решений.
5 сентября этого года было принято компромиссное решение от власти и оппозиции о назначении повторных выборов народных депутатов в проблемных округах на 15 декабря 2013 . По мнению оппозиционных сил, это дает больше возможностей для мониторинга избирательной кампании еще до проведения саммита.
В таком едином порыве есть определенный позитив. Ведь со всеми нюансами украинских политических баталий и особенностями пиара, политическая деятельность будет иметь свой лейтмотив и своеобразную подчиненность тематике углубления отношений с ЕС. Хотя, конечно, дискуссий в пользу вступления в Таможенный союз тоже хватает.
Учитывая вышесказанное, можно прогнозировать информационные баталии на эту тему в новом политическом сезоне.
Важно не свести весь процесс выполнения «евроинтеграционных критериев» к флешмобам и ток-шоу или подмене понятий. Ведь под трендом «евроинтеграции» можно провести довольно противоречивые решения, которые способны только усилить негативные тенденции направления политических процессов в президентскую ветвь власти.
Одним из примеров этого является сегодняшние попытки внести изменения в Конституцию Украины относительно усиления гарантий независимости судей.
5 cентября почти конституционным большинством ВР направила в Конституционный суд президентский проект закона о внесении изменений в Основной Закон государства. Если он будет признан конституционным, то изменениями в статьи 106, 126 и 128 Конституции будет установлен новый порядок назначения и увольнения судьи.
Так, судья суда общей юрисдикции будет назначаться бессрочно на должность президентом, а соответствующее решение о назначении судей или увольнении будут приниматься исключительно на основании представления Высшего совета юстиции.
Из Конституции должны быть исключены полномочия ВР относительно избрания судей на должности и увольнения их с должностей.
В проект изменения были внесены также рекомендации Венецианской комиссии. Однако в украинских условиях коррупционности судебной системы, умноженной на порядок назначения исключительно президентом – это фактически может способствовать «подминанию» судебной системы президентской ветвью власти без каких-либо сдержек или противовесов.
Непонятной сегодня выглядит и судьба «критерия» освобождения Юлии Тимошенко, ведь европейская сторона нигде публично не сообщала, что ее уже не интересует соответствующее дело.
В дальнейшем подобные вопросы могут возникать и по реформированию органов и направлений этих реформ.
И хотя это не является основной темой вильнюсского саммита, однако сегодня не происходит никаких дискуссий относительно сбалансированности проекта Концепции изменений в Конституцию, что, по мнению представителей Конституционной ассамблеи, является свидетельством определенного компромисса между различными правовыми подходами и позициями.
Таким образом, начало политического сезона интересно из-за попытки нахождения компромиссов, что не так часто наблюдается в украинском политикуме.
Перевод: Антон Ефремов.