Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Не бойся слова «ГМО» на этикетке

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Почему люди крайне враждебно относятся к генной инженерии и ГМО? Оказывается, это можно объяснить нашим восприятием: «естественные» («хорошо») и «неестественные» («плохо»). Но это уже тема для отдельной статьи. А сейчас я хочу сосредоточиться на актуальном вопросе: нужно ли компаниям-производителям маркировать продукты, содержащие ГМО, и стоит ли этого бояться?

Почему люди крайне враждебно относятся к генной инженерии и ГМО? Почему их пугает тот факт, что генная инженерия пересекает межвидовые границы? И вот недавно в одной из статей, опубликованных в журнале New Yorker, Мария Конникова попыталась разобраться в причинах столь настороженного отношения к ГМО и генной инженерии, начиная с момента зарождения этой области знания в 1970-х годах. Оказывается, недоверие и страх перед ГМО можно объяснить следующим образом: в нашем восприятии существует врожденная, подсознательная (подчас не поддающаяся логическому объяснению) градация между «естественным» («хорошо») и «неестественным» («плохо»).

В различных культурах граница между «естественным» и «неестественным» проходит по-разному — здесь можно многое рассказать, но это уже тема для отдельной статьи. А сейчас хочу сосредоточиться на актуальном вопросе: нужно ли компаниям-производителям маркировать продукты, содержащие ГМО, и стоит ли этого бояться?

Как сообщает Конникова, готовность человека съесть тот или иной продукт зависит от того, как именно этот продукт был маркирован (например, как «органический», т.е. экологически чистый, или нет). Это явление называется «эффектом ореола» [т.е. когда у продукта имеются те или иные положительно воспринимаемые свойства, которые позитивно окрашивают все остальные его характеристики, формально с этими свойствами не связанные, — прим.перев.]. Однако, если пищевой продукт рекламируется, например, как генетически модифицированный, то возникает обратный «эффект ореола» [т.е. продукт будет восприниматься однозначно «плохим» вне зависимости от прочих положительных его свойств — прим.перев.]. Вот почему производители не горят желанием информировать на этикетке о ГМО.

Читайте также: ГМО в пищу не годятся

Правдивая информация — залог положительного восприятия ГМО

Покупки


По мнению Конниковой, чем больше компания-производитель предоставляет информации о продукте, тем лучше. И со временем, указывает Конникова, опираясь на идеи эпохи Просвещения, «адекватность восприятия [продукта] увеличивается». (Я, правда, не очень согласен с этим тезисом). Однако, подробная информация о ГМО — действительно мощное средство, способное приглушить необоснованные страхи общества по поводу генетически модифицированных продуктов. Есть еще один ключевой фактор — подрастающее поколение. Привыкнув к продуктам питания, созданным на базе ГМО, молодежь больше не станет считать такие продукты «неестественными», ущербными.

Конечно, производители генетически модифицированных продуктов не хотят ждать пока сменится несколько поколений, а продажи стабилизируются. Может быть процесс привыкания потребителей к ГМО как-то можно ускорить?

И вот, я тут подумал, как же все-таки донести до сведения наших граждан тот факт, что они уже итак потребляют большое количество генетически модифицированных продуктов, причем без каких-либо негативных последствий для здоровья? Как же сделать так, чтобы сам этот факт не пугал? А может производителям генетически модифицированных продуктов как раз и не нужно бояться сообщать о ГМО на этикетке?

Я прекрасно понимаю причины этой боязни компаний: производители мыслят в категориях краткосрочной выгоды; они понимают, что если продукцию маркировать как ГМО, то это приведет к снижению продаж. Но, по моему мнению, если потребители будут постепенно осознавать, что генетически модифицированные продукты совсем даже безвредны, то продажи увеличатся. В общем, понятно, почему производители пищевых продуктов не хотят рисковать.

И все же, компаниям лучше все-таки сосредоточиться не на краткосрочной, а на долгосрочной выгоде, которую они получат, если станут интенсивнее распространять информацию о положительных свойствах ГМО. Правда, для осознания этого факта потребуется какое-то время. Поэтому, для того чтобы ускорить общественное признание генетически модифицированных продуктов, компании не должны бояться маркировать их как ГМО. Данный шаг позволит не только избавиться от обратного «эффекта ореола», присущего генетически модифицированным продуктам (о чем уже говорилось выше), но и сформировать к ним в целом положительное отношение.

Также по теме: Как нездоровое питание может положить конец ожирению

Эксперимент по добровольной маркировке ГМО-продуктов


Может быть, компаниям стоит самим добровольно маркировать продукты, созданные на базе ГМО, после чего проанализировать риски? В самом деле, пусть производитель спокойно информирует покупателя о том, что такой-то и такой-то продукт содержит ГМО. Дайте людям время, пусть они привыкнут к продуктам, содержащим ГМО, а потом посмотрите, что будет.

Не думаю, что смогу развеять страхи тех компаний, которые не желают сообщать о ГМО, — с моей стороны это было бы несколько наивно. Но не совсем. Точнее, совсем не наивно. В самом деле, почему бы производителям продуктов питания не поэкспериментировать?

Ресторан Burger King в торговом центре "Европейский"


Мой план по маркировке ГМО продуктов

Итак, излагаю мой план. В самом начале для эксперимента следует намеренно обратиться к какому-нибудь виду фаст-фуда, основным компонентом которого является ГМО, а затем, выбрать действительно очень популярный продукт, к примеру, кукурузные чипсы.

Смелее! Пусть этот любимый всеми продукт покажет свои достоинства. А потом, мы начинаем обращать «минусы» в «плюсы» — берем и без всякого страха прикрепляем большущую этикетку на упаковку с чипсами, на которой красными буквами пишем, например, следующее: «кукурузные чипсы [фирменное название] на основе ГМО — сделаны из вкусной и питательной генетически модифицированной кукурузы!!!»

Мне возразят, что, мол, это антиреклама ГМО, которая лишь на руку конкурентам, т.е. производителям продуктов питания, не содержащих генетически модифицированных компонентов. Однако, в итоге, счастливые конкуренты попытаются сделать нечто подобное из обычной кукурузы, а эта задача нелегка. И если сделают, то все равно такие чипсы станут удовольствием не из дешевых. Может быть, даже совсем не из дешевых, поскольку цена обычной кукурузы без содержания ГМО высока.

Читайте также: Кто не любит ГМО?

Поначалу маркировка ГМО будет отпугивать покупателей, но, уверяю, со временем страхи исчезнут. Миллионы поклонников кукурузных чипсов не станут лишать себя удовольствия и не откажутся от любимого лакомства; к тому же, они вряд ли захотят переплачивать. И уже через некоторое время они, уютно расположившись на диване в окружении своих домашних, будут доставать из объемистых пакетов хрустящие, солоноватые, аппетитные и недорогие кукурузные чипсы, сделанные из ГМО.

Чипсы на основе ГМО будут способствовать распространению других генетически модифицированных пищевых продуктов. Как только производители начнут честно и прямо сообщать о содержании ГМО на таких распространенных продуктах как кукурузные чипсы, без всякого страха выставляя их в супермаркетах, то и другие продукты с содержанием ГМО постепенно добьются признания.

Кукурузные чипсы на основе ГМО могут стать первым продуктом, который поможет потребителям, как утверждала Конникова, адекватнее и без всякого предубеждения воспринимать генетически модифицированные продукты питания.

Что ж, давайте поэкспериментируем.