Население играет огромную роль в подъемах и падениях государств. Когда страна процветает, то и ее население постепенно растет.
Население Японии с середины эпохи Эдо (1603-1868 годы) и на протяжении 150 лет держалось на уровне примерно 30 миллионов человек, но с наступлением эпохи Мэйдзи (1868 – 1912 годы) начался активный рост. Этот рост продолжался в течение 150 лет, но в 2008 году сменился сокращением населения. Сейчас часто говорят о сокращении населения из-за пенсионной системы, но в более долгосрочной перспективе оно напрямую связано с положением Японии как государства.
На эту проблему я и хотел бы обратить ваше внимание, а также рассмотреть вопрос сокращения населения в Японии в сравнении с другими странами мира, и в особенности с азиатскими странами.
Низкий уровень рождаемости в Южной Корее, Японии, Германии…
Количество детей, которое имеет одна женщина за всю жизнь, называется «общий коэффициент рождаемости». Считается, что когда этот показатель становится меньше 2,05, то начинается сокращение населения. В 2012 году в Японии этот показатель составил 1,41. Некоторые говорят, что впервые за два года уровень рождаемости превысил 1,4 и вздыхают с облегчением, однако на самом деле мы все так же далеки от 2,05.
По результатам за 2005-2009 годы ни одна из семи стран (Япония, Китай, Южная Корея, Великобритания, Италия, Франция, Германия) не преодолела планку в необходимые 2,05. Показатели Франции высоки, но даже у нее всего 1,97. Следом идет Великобритания с 1,88. Франция и Великобритания считаются странами, которым удалось успешно осуществить меры по увеличению рождаемости, но даже они не достигли уровня 2,05. Если в сложившейся ситуации ничего не изменится, то в долгосрочной перспективе произойдет сокращение населения.
Самые низкие показатели среди приведенных стран у Южной Кореи –1,23, далее следует Япония – 1,34, Германия – 1,36, Италия – 1,39. Уровень рождаемости в Китае составляет 1,63. Однако все эти данные взяты из статистики ООН.
Хотелось бы обратить внимание на цифры, предоставляемые ООН. Японцы зачастую считают статистику ООН достойной доверия и принимают ее на веру, однако, как правило, ООН просто собирает и сводит данные, предоставляемые странами. Поэтому я считаю, что можно полагаться на информацию по развитым странам, но с развивающимися странами нужно быть внимательнее.
Что касается Китая, то в этой стране изменение статистики происходит постоянно, поэтому неизвестно, действительно ли уровень рождаемости за данный период составлял 1,63. Почему в стране, которая проводит политику одного ребенка, может быть такой высокий коэффициент рождаемости? Когда в Китае ввели политику «одна семья – один ребенок», появилось множество детей, которых просто не вносили в регистрационные списки после родов, но подобная практика продолжалась до 1990-х годов. С наступлением эпохи Пекинской Олимпиады и Шанхайской всемирной выставки, наверное, уже не было такого большого количества детей без регистрации. Считается, что уровень рождаемости в Китае ниже, чем представлено в данных ООН. Не так давно было сообщение, что коэффициент рождаемости в Китае снизился до 1,18, что выглядит больше похожим на правду.
Изменения в показателях рождаемости Китая и Южной Кореи очень похожи. Снижение рождаемости в Китае было вызвано политикой «одна семья – один ребенок», при этом в Республике Корея, где подобных мер никогда не предпринималось, сокращение рождаемости происходило практически вровень с Китаем. Предполагаю, что такое резкое сокращение рождаемости отражает развитие общества, не являясь результатом специальных мер.
Уровень рождаемости в Японии всегда обсуждается вместе с социальной политикой. В качестве причин сокращения рождаемости можно привести малое количество детских садов и короткий декретный отпуск. Однако стоит обратить внимание на то, что в Германии, которая имеет довольно внушительную социальную программу, уровень рождаемости ниже, чем во Франции и Великобритании.
Низкие показатели рождаемости в Германии, Италии и Японии (3 страны, состоявшие в союзе во время Второй мировой войны) объясняются тем, что в обществах этих стран сильны консервативные настроения и остатки авторитарного мышления, которое мешает женщинам продвигаться в обществе и воспитывать детей одновременно. Но не буду углубляться в эту тему. Хочу обратить внимание на то, что показатели рождаемости в Китае и Республике Корея снизились до низкого уровня Японии, Германии и Италии.
Женщины Восточной Азии освободились от ограничений общества
В рамках своего научного исследования по мировому пищевому производству я проводил изыскания и на тему изменений в сельскохозяйственных общинах Китая и Южной Кореи. Если обобщить изученное, то у меня сложилось впечатление, что путь развития общества в этих странах сильно напоминает Японию.
Еще примерно 50 лет назад Корею и Китай называли «сельскохозяйственными странами». В деревенской семье жена являлась рабочей силой, а также была «инструментом» для рождения потомства. Общество с такими взглядами резко вступило в процесс индустриализации и урбанизации. В результате большинство людей стали искать работу в промышленности, а не в сельском хозяйстве. Женщины тоже перебирались в города и устраивались работать на фабрики, а не на фермы, в то же время из Западной Европы в эти страны начали проникать иностранные идеи о свободе женщин и феминизме.
В современной Восточной Азии женщины, делающие карьеру, уже не хотят просто выходить замуж. Можно рассматривать их поведение как протест против конфуцианского учения, которое связывало их в течение долгих веков. В Японии падение рождаемости вызвано снижением количества браков и увеличением возраста вступления в супружеские отношения. Поэтому вышедшие замуж женщины уже готовы рожать детей, схожее положение в Южной Корее и Китае.
В восточноазиатском обществе, основанном на сельскохозяйственном укладе, женщины, всегда находившиеся под давлением конфуцианства, получили возможность свободного выбора профессии за счет урбанизации и проникновения идей Запада. В результате уровень рождаемости упал не только в Японии, но и в Китае, и в Южной Корее.
Эти изменения имеют важное значение для понимания будущего Восточной Азии. Можно сделать вывод, что в странах Восточной Азии уровень рождаемости будет не так легко поднять, даже приняв меры по борьбе с падением рождаемости.
К оценкам ООН часто прибегают для того чтобы сделать прогноз количества населения в будущем, по этим прогнозам коэффициент рождаемости в трех вышеупомянутых странах восстановится до 1,85 к 2050 году. Однако, наверное, лучше не рассчитывать на такой большой рост как во Франции и Великобритании.
По приблизительным оценкам ООН население Китая начнет сокращаться с 2022 года, а Республики Корея с 2024 года. Это значит, что уже через 15 лет не только Япония, но и Китай, и Южная Корея столкнутся с проблемой сокращения населения. А более низкий процент рождаемости говорит о том, что сокращение населения может происходить еще более быстрыми темпами, чем в Японии.
Страна, в которой происходит резкое сокращение населения, не может доминировать над другими. Через 15 лет не только в Японии, но и в Китае и Южной Корее в центре политических проблем будут стоять пенсионная система и медицинское здравоохранение. Внешняя политика отойдет на второй план. Когда это произойдет, останется только с ностальгией вспоминать времена, когда три страны бились вокруг территорий и исторического признания.