В Британии дворецкие (или батлеры) могут казаться пережитком прошлой эпохи, но в некоторых других странах, особенно с развивающейся экономикой, на них огромный спрос, и их работодатели часто могут себе позволить хорошо заплатить за такую привилегию.
Если бы невозмутимого дворецкого Дживса из книг П.Г. Вудхауза пригласили работать на Аравийский полуостров, он бы точно чувствовал себя как дома. Абу-Даби не слишком отличается от лондонского района Мэйфэйр, если ты профессионал и тебе нужно делать свою работу, соблюдать дресс-код и защищать какого-нибудь джентльмена от чересчур заботливых тетушек.
Обученную в Британии прислугу, в особенности дворецких, все чаще нанимают сверхбогатые клиенты за рубежом. В Дубае они сейчас - последний крик моды.
Хотя, как в сериале «Аббатство Даунтон», они часто живут на нижних этажах богатых домов, некоторые из них, в отличие от героев сериала, получают заоблачные зарплаты.
Няня для сурикатов
Сара Вестин Рахмани, основатель и директор лондонского Специального бюро британских дворецких и академии домохозяйства, ранее в этом году устроила одного дворецкого, недавно окончившего обучение, на работу в Объединенные Арабские Эмираты с зарплатой в 158 тысяч долларов в год.
37-летний Диллон, который три года назад ушел из армии, чтобы учиться мастерству дворецкого, ни разу не жалел о сделанном выборе, после того как в 2011 году переехал на искусственный архипелаг Пальма Джумейра.
«Я поехал туда со стартовой зарплатой в 55 тысяч долларов, плюс мне оплачивали все расходы. Сейчас я зарабатываю 70 тысяч, но я очень много работаю», - говорит он.
«Я переезжаю из одного места в другое каждые две недели и должен быть доступен по телефонному звонку 24 часа в день, 7 дней в неделю, заботясь о таких личных вещах моего патрона, как одежда, бронь билетов, резервирование и покупки. Я также должен следить, чтобы он всегда хорошо выглядел и пил достаточно жидкости в жаркую погоду", - рассказывает Диллон.
Плюсы не ограничиваются не облагаемой налогами зарплатой и солнечной погодой. Каждый август и сентябрь у Диллона отпуск, когда он может увидеться с семьей в Британии, он всегда путешествует на частном самолете и живет в роскошной квартире. Еще он получает бонусы, если ему повезет, - и Диллон признается, что обычно удача на его стороне.
Но в то же время ему приходится иметь дело с неожиданными просьбами, с которыми обычно не сталкиваются на стандартной работе в офисе с девяти до пяти.
«Самое безумное, что мне приходилось делать, - это найти временную няню для двух детенышей суриката, которых спасла семья [работодателей], - говорит он. - Мы в конце концов поместили их в хороший зоопарк, после того как отправили их в Европу».
«Подходит одиноким людям»
Адам, который также работает дворецким в Дубае, ответил на мое электронное письмо, находясь где-то в Европе на борту 20-метровой яхты своих работодателей.
«Сейчас у нас на борту бывают только знаменитости и супер-VIP, и у них очень высокие запросы и странные просьбы, - говорит он. - На прошлой неделе меня попросили полететь в горы на частном самолете, чтобы купить какой-то особый кофе в Швейцарии».
«[В Дубае] нам однажды пришлось отложить званый ужин до тех пор, пока из Европы не доставили специальные тарелки из особого стекла, поскольку одна очень важная гостья не хотела есть свою еду из фарфоровой посуды», - добавляет он.
Адам любит свою работу - и свою прекрасную зарплату в 142 тысячи долларов в год (плюс бонусы), - но также признает, что ценой этого стало расставание с его прежней жизнью.
«У меня есть семья, но я вижу их, только когда не работаю. Эта работа больше подходит одиноким людям, поскольку ты много работаешь и полностью зависишь от своего босса», - говорит Адам.
Любовь нуворишей к протоколу
Но почему же обученная в Британии прислуга пользуется таким спросом?
«У Британии есть целая история классовой системы, домашней прислуги, этикета, великих традиций», - предполагает Вестин Рахмани.
«Новые богатые, да и весь остальной мир, восхищаются протоколом, который является частью этих уникальных британских традиций, - уверена она. - Клиенты с "новыми деньгами" хотят статуса, контроля над своим домашним хозяйством, а еще - выглядеть в глазах других богатыми и важными, поэтому они выставляют напоказ этих исключительных британских работников».
Популярность британской костюмированной драмы «Аббатство Даунтон» также могла поспособствовать этой моде, отмечает Уильям Хэнсон, который обучал дворецких для работы в семьях по всему миру. Хэнсон также ведет уроки этикета в компании The English Manner (Английские манеры), которая обучает британскому протоколу и недавно открыла офис в Дубае.
Бурлящий котел разных культур и национальностей в больших городах сказывается положительно, потому что разные общины могут учиться друг у друга, считает Хэнсон. Но когда речь заходит о подготовке прислуги - любой национальности - британский подход особенно ценится.
«Дубай очень понимает необходимость такой подготовки, - говорит Хэнсон. - Новая средняя британская публика такой необходимости просто не видит. Люди достаточно надменны в этом вопросе, думая, что они выше этого, потому что мы это придумали. При этом по всему миру старая Англия до сих пор считается образцом стандартов и хорошего вкуса - и это правильно!»
При этом Хэнсон подчеркивает, что роль дворецкого очень сильно изменилась со времен Оскара Уайльда, Пэлема Вудхауза или времени, в котором происходит действие «Аббатства Даунтон».
«Сейчас эта работа заключается не только в декантации вина к ужину [переливание вина из бутылки в специальный широкий графин для отделения осадка и раскрытия аромата - прим. Би-би-си] и чистке серебра», - говорит он.
«Это составление расписаний, организационная работа и мотивация всей команды, управление многими объектами недвижимости и уход за уникальным дорогим имуществом, - объясняет Хэнсон. - Это более энергозатратная и интересная работа, которая дает возможность посмотреть весь мир».