Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Папа Франциск пишет в газете Repubblica: «Открытый диалог с неверующими»

Понтифик отвечает на вопросы, которые ему задал Скальфари о вере и о светском образе жизни. «Пришло время пройти часть пути вместе». «Бог прощает тех, кто живет по совести»

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Понтифик отвечает на вопросы, которые ему задал Скальфари о вере и о светском образе жизни. Папа Франциск: «Бог - это Реальность с большой буквы». «Пришло время пройти часть пути вместе». «Бог прощает тех, кто живет по совести».

Понтифик отвечает на вопросы, которые ему задал Скальфари о вере и о светском образе жизни. 

 

Уважаемый доктор Скальфари, с сердечной благодарностью попытаюсь ответить хотя бы в общем на ваше письмо, которое со страниц газеты Repubblica было адресовано мне 7 июля. В нем вы высказали свои личные соображения, расширенные 7 августа на страницах того же издания.

Прежде всего, хочу поблагодарить Вас за то, что Вы внимательно прочитали энциклику Lumen fidei (Свет веры). Действительно, мой возлюбленный предшественник Бенедикт XVI, который ее задумал и во многом отредактировал, и от которого я с благодарностью ее унаследовал, адресовал ее не только верующим, чтобы укрепить их в вере Христовой, но и таким людям, как вы, называющим себя «неверующим, но многие годы интересующимся проповедями Иисуса из Назарета», чтобы открыть живой и искренний диалог.

Итак, мне кажется позитивным моментом не только для нас, но и для всего общества, в котором мы живем, то, что начат диалог о такой важной реальности как вера, которая восходит к проповеди и к личности Иисуса. Я думаю, что есть два обстоятельства, которые делают этот диалог очень ценным и необходимым.

В конце концов, этот диалог, как известно, является одной из основных целей Второго Ватиканского собора, созванного по воле Иоанна XXIII. Он был продолжен его преемниками, следовавшими по проложенной собором стезе в меру своих сил и возможностей.

Первое обстоятельство, о котором говорится в начале энциклики, связано с тем, что в течение последних веков наблюдался парадокс: христианская вера благодаря новизне и влиянию на жизнь человека на протяжении веков была символом света, а ее представили как темное суеверие, которое противостоит свету разума. Таким образом, между церковью и христианской культурой и современной культурой, которая стала развиваться со времен Эпохи Просвещения, возникла разобщенность. Пришло время, и Второй Ватиканский собор начал открытый и непредвзятый диалог, который открывает двери для серьезного и плодотворного обсуждения.

Второе обстоятельство связано с тем, что для истинных последователей Христа, жизнь которых освещена светом веры, этот диалог не является второстепенным, но интимным и необходимым. Позвольте мне процитировать на мой взгляд очень важное утверждение энциклики. Поскольку суть веры в любви, то «ясно, что вера не замыкается в себе, но крепнет в человеческом сообществе, уважая чувства других. Верующий не высокомерен; наоборот, вера делает его смиренным. Он знает, что не столько он владеет верой, сколько вера владеет им. Мы не замкнуты, стержень веры позволяет нам идти вперед, свидетельствовать об учении Христа и вести диалог со всеми» (n. 34). Именно этим духом проникнуты слова, которые я вам пишу.

Моя вера родилась от личного осознания учения Иисуса, которое запало мне в сердце, дало новое направление и смысл моему существованию. Но в то же время этот духовный шаг стал возможным благодаря религиозному сообществу, в котором я жил. Благодаря ему мне открылся доступ к мудрости Священного Писания, к новой жизни, освещенной учением Христа и таинствами, к братству со всеми, к служению бедным. Поверьте мне, что без церкви я бы не смог прийти к Христу, хотя я понимаю, что огромный дар веры хранится в хрупких глиняных сосудах  человечества.

Сильный верой, укрепленной в лоне церкви, я с легким сердцем отвечу на ваши вопросы и попытаюсь вместе с вами отыскать дорогу, часть которой мы можем пройти вместе.

Простите меня, если я не следую шаг за шагом предложенным вами в статье аргументам. Мне кажется, будет более плодотворным и, во всяком случае, более созвучным моему способу аргументации перейти к сути ваших положений. Я не касаюсь и структуры энциклики, в которой вы усмотрели отсутствие раздела, посвященного историческому опыту Иисуса из Назарета.

Для начала только замечу, что анализ этого рода не второстепенен. Логическое построение энциклики таково, что основное внимание уделяется тому, что сказал и сделал Иисус, и, в конечном счете, тому, чем для нас Христос был и является. Послания апостола Павла и Евангелие от Иоанна, на которые ссылается энциклика, построены на твердом фундаменте мессианского служения Иисуса из Назарета, достигшего вершины в смерти на кресте и воскресении.

Следовательно, нужно проникнуться жизненным опытом Иисуса во всех его конкретных и сложных проявлениях, как он был рассказан в самом древнем из Евангелий от Марка. Тогда можно прийти к выводу о том, что «скандал», который слова и дела Иисуса производят вокруг него, проистекает из-за его необыкновенной духовной «власти» (exousia). Это греческое слово встречается уже в Евангелии от Марка, и его трудно перевести на итальянский язык, буквально оно означает «то, что идет от сути». Здесь речь не идет о чем-то внешнем или вынужденном, но о том, что исходит изнутри и покоряет само. Действительно, Иисус поражает, опрокидывает авторитеты, заставляет искать новые пути. Его сила в связи с Богом, называемом им по-семейному Отче. Бог дает ему эту «власть», потому что Иисус употребляет ее на благо людей.

Когда Иисус проповедует, «как тот, кто имеет власть», излечивает, призывает учеников следовать за ним, прощает, то за этим стоит ветхозаветный Бог и только Бог. В Евангелии от Марка не раз повторяется вопрос: «Откуда у Него это? Что за премудрость дана Ему...?» Этот вопрос о личности Иисуса порождается тем фактом, что его власть не от мира сего, она не направлена на осуществление власти над другими, ее цель - в служении людям и предоставлении им свободы и полноты жизни. Он отдается этому служению до такой степени, что ставит на кон собственную жизнь. Он сталкивается с непониманием, предательством, отказом и осуждением на смертную казнь на кресте, где умирает оставленный всеми. Но Иисус до конца остается верным Богу.

Парадоксально, что именно тогда Иисус являет свою божественную сущность. Как свидетельствует Евангелие от Марка, римский сотник, стоявший у подножия креста, воскликнул: «Истинно Человек Сей был Сын Божий». Сын Божий есть любовь. Всею своей сутью Иисус хочет, чтобы человек, каждый человек чувствовал себя сыном Божьим и жил как сын Божий. Христианская вера считает, что это удостоверяется тем фактом, что Христос восстал из мертвых. Он воскрес не ради триумфа над отвергшими его, но ради утверждения того, что любовь Бога сильнее смерти, что прощение Бога сильнее любого греха, что стоит пожертвовать собственной жизнью для того, чтобы свидетельствовать об этом огромном даре веры и любви. 

Христиане верят в то, что Иисус есть сын Божий, пришедший в мир и отдавший свою жизнь, чтобы открыть для всех путь любви. Поэтому, уважаемый доктор Скальфари, вы правы, когда видите в воплощении Божьего Сына основу христианской веры. Уже Тертуллиан писал, что плоть Христова - это залог спасения (caro cardo salutis). Именно воплощение, то, что Сын Божий явился во плоти между нами и разделил с нами радости и боли, победы и поражения вплоть до вопля на кресте и пережил все муки, сохранив любовь и верность Отцу, свидетельствует о необыкновенной любви Бога к каждому человеку, о том, что он ценит каждого. Поэтому каждый из нас призван разделить выбор Христа, думать, жить и действовать в соответствии с его учением любви. В этом и заключается вера во всех ее проявлениях, аккуратно изложенных в энциклике.

Кроме того, в своей статье от 7 июля Вы спрашиваете у меня, как понять оригинальность христианской веры, стержнем которой является именно воплощение Сына Божьего, хотя в других религиях Бог абсолютно непостижим. Я сказал бы, что оригинальность христианской веры заключается именно в том, что она дает нам возможность быть связанными через Иисуса с Богом Отцом, и в этом свете быть связанными со всеми другими людьми, включая врагов, под знаком любви. Другими словами, то, что Иисус - Сын Божий, согласно христианскому учению, не отделяет его от людей. В Нем мы все являемся детьми единого Бога и братьями между собой. Христос связует нас, никого не исключая.

Конечно, из этого следует также немаловажное различие между религиозной и политической сферами, выразившееся в ясных словах Иисуса «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». На этом фундаменте с трудом была построена вся история Запада. Действительно, церковь призвана сеять дрожжи и соль Евангелия, то есть - любовь и милосердие Божие, направленное на всех людей, и указывать путь к спасению и к жизни вечной. Перед гражданским и политическим обществом стоит трудная задача создания все более гуманного общества, живущего под знаком справедливости и солидарности, права и мира. Исповедующие христианство не должны бежать от мира или искать какого угодно господства, они должны служить человеку, всем людям, начиная от жителей окраин, не терять надежды и действовать во благо несмотря ни на что, помня о жизни вечной.

Вы спрашиваете меня в конце своей первой статьи, как объяснить братьям-евреям то, что Бог не сдержал данное им обещание? Верьте мне, что этот вопрос взывает к христианам, потому что с Божьей помощью, в особенности со времени проведения Второго Ватиканского собора мы вновь осознали, что еврейский народ до сих пор остается для нас святым истоком, давшим миру Христа. В Аргентине все эти годы я поддерживал дружбу с братьями-евреями и много раз во время молитвы взывал к Богу, когда в памяти всплывали ужасные картины Шоа. Могу Вам сказать вслед за апостолом Павлом, что никогда Бог не отступался от союза с народом Израиля. На протяжении ужасных веков евреи сохраняли веру в Бога. Мы в лице церкви и человечества никогда не сможем в достаточной мере выразить им свою благодарность за это. Их упорная вера в союз с Богом является примером и для нас христиан, так как мы все время, как странники, находимся в ожидании возвращения Господа и, следовательно, должны быть открыты Ему. Мы никогда не должны отступать от своих позиций.

Перехожу к трем вопросам, заданным мне в статье от 7 августа. Мне кажется, что, исходя из первых двух, Вам важно понять отношение церкви к тем людям, которые не разделяют веру в Христа. Прежде всего, вы спрашиваете меня, прощает ли Бог христиан неверующих и не стремящихся уверовать. Начну с того, что милосердие Божие не знает границ по отношению к тем, кто обращается к Богу с открытым и сокрушенным сердцем. Те же, кто не верят в Бога, должны следовать собственной совести. Те, кто не имеют веры, совершают грех, когда идут против совести. Прислушиваться и следовать своей совести означает совершить правильный выбор между добром и злом в пользу добра. Наши добрые или злые действия основаны на этом выборе.

Затем Вы меня спрашиваете, является ли греховной или ошибочной мысль о том, что не существует абсолютной истины, а только серия относительных и субъективных истин. Начнем с того, что я не стал бы утверждать даже перед верующими, что существует «абсолютная» истина, потому что абсолютное - это нечто несвязное, лишенное всяких отношений. Согласно христианской вере, истина в том, что Бог нас любит через Иисуса Христа. Итак, истина - это связь с Богом, хотя каждый из нас по-своему понимает и выражает истину, основываясь на собственном опыте и культуре, жизненных обстоятельствах и так далее. Однако, это никоим образом не означает, что истина может меняться и быть субъективной. Это означает, что она дается нам для выбора жизненного пути. Разве сам Иисус не сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь?» Другими словами, истина, составляющая единое целое с любовью, требует смирения и открытости при ее поиске, принятии и выражении. Итак, нужно хорошенько разобраться в смысле терминов и, может быть, чтобы выйти из тупика противоречия... абсолютного, заново поставить вопрос во всей его сложности. Я думаю, что сегодня это абсолютно необходимо, чтобы начать серьезный и конструктивный диалог, которого я желал с самого начала.

Ваш последний вопрос ко мне заключается в том, исчезнет ли с исчезновением человека мысль о Боге. Конечно, величие человека в том, что он может размышлять о Боге и сознательно и ответственно ощущать связь с Ним. Но эта связь лежит меж двух реальностей. Бог по моей мысли и моему опыту, который разделяется множеством прежних и нынешних верующих, - это не идея, пусть и высочайшая, это не плод мысли человека. Бог - это Реальность с большой буквы, явленная нам Иисусом, связанным с Ним сыновней связью, как с Отцом бесконечной доброты и милосердия. Следовательно, Бог не зависит от нашей мысли. Когда кончается земная жизнь человека, согласно христианской религии, он не перестает существовать, как и вселенная вокруг него. Как это происходит, мы не знаем. Священное Писание говорит о «новых небесах и новой земле» и утверждает, что в конце, к которому мы стремимся с желанием и ожиданием Бог будет «все во всех».

Уважаемый доктор Скальфари, завершаю свои размышления, вызванные вашим письмом и вашими вопросами. Прошу принять их как попытку промежуточного, но искреннего и доверительного ответа. Давайте пройдем часть пути вместе. Верьте мне, что церковь в лице тех, кто к ней принадлежит, несмотря на всю свою медлительность, неверность, ошибки и грехи, которые она могла совершить в прошлом и может совершить в будущем, не видит перед собой другой цели и смысла, как свидетельствовать о Христе и жить согласно его учению. Он был послан Отцом «благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Евангелие от Луки, 4, 18-19).

 

С братским приветом,

Франциск