Данные, опубликованные 12 сентября Государственным комитетом по телевидению, радиовещанию и почтовой связи (Ofcom), доказывают, что интернет-пользователи, которые незаконно скачивают фильмы, музыку и игры, на самом деле тратят на легальные загрузки больше денег, чем те, кто всегда действует в соответствии с законом.
Интернет-пиратство остается очень важным вопросом для бизнеса, поэтому информация, касающаяся привычек людей, занимающихся пиратством, может оказаться весьма полезной. Когда интеллектуальная собственность может передаваться и воспроизводиться в высоком качестве без каких-либо затрат, ее рентабельность оказывается под угрозой. Как правило, снижение прибылей отрицательно сказывается на производительности, а это означает, что в конечном итоге общество страдает от сокращения числа новых фильмов, видеоигр и музыки, доступных в интернете.
Существует по крайне мере одно доказательство правильности так называемой теории «вытеснения», заключающееся в том, что значительная доля сокращения фактической прибыли звукозаписывающей индустрии, чьи доходы снизились на 60% с 2000 по 2009 год, объясняется действиями интернет-пиратов. Тем не менее, несмотря на снижение прибыли, пиратство на самом деле может принести обществу некоторую пользу – и не только в смысле потребления «бесплатной» музыки, но и в результате роста уверенности в качестве продукта и возможности для пользователей пиринговых сетей взаимодействовать друг с другом.
Исследование Ofcom показало, что за три месяца активные пираты тратят примерно 26 фунтов стерлингов на легальные загрузки, тогда как те, кто не занимаются незаконным скачиванием контента, тратят всего 16 фунтов стерлингов. На первый взгляд может показаться, что интернет-пиратство является скорее дополнением к законному, оплачиваемому потреблению, однако это, вероятнее всего, чрезмерное упрощение.
Даже если то, что активные пираты тратят больше денег на легальное скачивание интернет-контента, правда, главный вопрос заключается в том, мог ли уровень оплачиваемого потребления быть выше, если бы не существовало феномена пиратства. Если подробно изучить результаты исследования, то вы увидите, что постоянные пользователи считают, что они «уже достаточно потратили» на скачивание контента, и они используют этот аргумент, чтобы оправдать свои действия. Таким образом, получается, что пиратство является, по крайней мере, отчасти заменителем оплачиваемого потребления.
Мое собственное исследование показало, что даже цифровые пираты зачастую ведут себя в соответствии с экономическими ожиданиями относительно поведения потребителей, и это подтверждается результатами исследования Ofcom.
Обычно люди думают, что в их случае вероятность столкнуться с какими-либо серьезными последствиями их нелегальной деятельности довольно мала, и это приводит к тому, что пиратов становится все больше. В ходе исследования Ofcom только 25% респондентов признались, что они прекратят незаконно скачивать материалы, если им покажется, что им грозит судебный иск. 20% респондентов сказали, что они перестанут скачивать контент незаконно, если они получат от интернет-провайдера письмо с угрозой лишить их доступа в сеть.
Получается, что правовые меры и наказания не являются особенно действенным инструментом в борьбе с пиратством, что ставит под вопрос эффективность планов правительства Соединенного Королевства по рассылке писем с предупреждениями в соответствии с Законом о цифровой экономике, который должен вступить в силу в 2015 году.
Свидетельства того, как именно пользователи получают доступ к интернет-контенту законными и незаконными путями, представленные Ofcom, подтверждают результаты моего собственного исследования: пользователи, которые регулярно скачивают фильмы, возможно, будут готовы заплатить за подписку, предоставляющую неограниченный доступ к материалам за фиксированную ежемесячную плату. Рост популярности таких компаний, как Spotify и Netflix, стал тому доказательством.
Конкуренция между подобными компаниями и более низкая стоимость подписки, возможно, поможет нам избавиться от множества проблем, вызванных деятельностью онлайн-пиратов. В конечном итоге, как показывает история, креативные индустрии всегда находят способы извлечь коммерческую выгоду из технологических достижений.