Президенты США и России часто друг с другом не согласны. Среди прочего, они по разному подходят к смыслу одного конкретного слова.
«Исключительность». Это слово президент Барак Обама произнес под конец своего обращения к нации во вторник вечером, когда он пытался заручиться поддержкой избирателей в том, что касается возможного военного удара по Сирии.
«Если небольшими усилиями и с небольшой долей риска мы можем предотвратить гибель детей от газа, и тем самым обезопасить в долгосрочной перспективе наших собственных детей, то, по-моему, мы должны это сделать, - сказал президент Обама. - Это главное отличие Америки. Это делает нас исключительными».
Два дня спустя российский президент Владимир Путин посвятил целый абзац этим словам в своей статье опубликованной в New York Times.
«Очень опасно вдохновлять людей на то, чтобы они считали себя исключительными, какая бы мотивация ни была. Есть большие страны и маленькие, богатые и бедные, с глубокими демократическими традициями и еще ищущие свой путь к демократии. И их политика различается тоже. Мы все разные, но когда мы просим благословения у Господа, мы не должны забывать, что Бог создал нас равными», - говорилось в статье российского президента.
Американские комментаторы быстро ответили на эти слова. Марко Рубио, сенатор от республиканской партии написал в National Review, что «история учит нас, что сильная Америка - источник добра в мире. Ни одна страна не освободила больше людей и не сделал столь много для того, чтобы повысить уровень жизни во всем мире… чем Соединенные Штаты. Мы остаемся маяком надежды для людей во всем мире».
Пегги Нунан написала в Wall Street Journal, что «Америка исключительна не потому, что она давно уже пытается быть силой добра в мире. Она пытается быть силой добра из-за своей исключительности».
Американский пролетариат
Но что собственно значит фраза «американская исключительность», и откуда она появилась?
Дана Милбанк пишет в Washington Post, что «исключительность» не означает, что Америка лучше других стран. Она просто другая. «Американцы не лучше других [народов], но американский опыт уникален – исключителен, и благодаря этому нам удалось создать самую мощную в мире экономику, и самую мощную армию, которые в большинстве случаев несли добро миру», - полагает Милбанк.
Многие решили выяснить происхождение этой фразы, и результаты этих исследований могут удивить Владимира Путина. В марте 2012 года Теренс Маккой опубликовал статью в журнале Atlantic, в которой он отметил, что эти слова впервые были произнесены Иосифом Сталиным по отношению к американским коммунистам.
В 1929 году лидер американских коммунистов Джей Лавстон сообщил Сталину, что американский пролетариат не интересует революция. В ответ Сталин потребовал прекратить эту «ересь американской исключительности».
Редактор сайта Talkingpointsmemo Джошуа Маршалл подтверждает советское происхождение этой фразы. По его словам, она стала популярна в Америке после Второй мировой войны, когда такие историки как Луис Харц, Даниель Бурстин и Ричард Хофстадтер пытались понять причины экономических и социальных достижений Америки.
Как говорит Маршалл, их интересовало «как и почему ей удалось избежать кровопролития и противоборства, охвативших Европу. Ответ заключался в практическом отсутствии классового конфликта».
Маршалл отмечает, что «в каком-то смысле исследователи 1950-х годов были согласны с коммунистами и их мало кому понятными спорами времен 1920-х годов. Разница в том, что они думали, что это хорошо, а коммунисты - что это плохо. Слово "исключительность" означала для них, что определенные законы истории, действующие в остальном мире, оказались неприменимы в США, как если бы какому-то человеку всегда удавалось избегать опасности и грусти».
Греческая исключительность
Затем, в течение нескольких десятилетий, слова об американской исключительности практически не применялись. Все изменилось с появлением в 1980-х годах на национальной политической сцене Рональда Рейгана. Он говорил об Америке как о «сияющем городе на вершине холма», и был уверен, что Америка - уникальный пример победоносной свободы и надежды.
На сегодняшний день консервативно настроенные американские политики и комментаторы регулярно говорят об американской исключительности, которая, с их точки зрения, возникла благодаря американскому патриотизму, вере в Бога и мудрости отцов-основателей США.
В 2009 году на Барака Обаму обрушилась волна критики, когда он сказал в интервью, что «я верю в американскую исключительность, также как британцы верят в британскую исключительность, а греки в исключительность Греции».
Республиканец Ньют Гингрич, пытавшийся заручится статусом кандидата в президенты, заявил, что «американская исключительность отличается тем, что, мы - единственный народ в истории, заявивший, что власть идет прямо от Бога к каждому из нас».
Учитывая тот факт, что президент Обама снова использовал этот термин, и то, что это вызвало протест со стороны президента Путина, можно быть уверенным: что бы ни значили слова «американская исключительность», мы их услышим еще не раз.